Великое в малом: чем уникален Ливадийский дворец
Великое в малом: чем уникален Ливадийский дворец
13 ноября 2021 - 17:09 «Рущукская колонна» – свидетель боевых заслуг Александра III.
Великое в малом: чем уникален Ливадийский дворец 13 ноября 2021 - 17:09
Кирилл Белозеров

 

«Как в раковине малой Океана великое дыхание гудит», так и в величественном образе Ливадийского дворца проявляется множество деталей, отражающих историю Отечества.

«В ЛИВАДИИ БЫЛА ЖИЗНЬ…»

В нынешнем году «Белый дворец» в Ливадии празднует 110-летний юбилей.

«Итальянский дворик» – главный композиционный элемент дворца.

На протяжении более чем полувека местность близ Ялты была любимой летней резиденцией трёх правителей России: Александра II, Александра III и Николая II. Каждый новый хозяин вкладывал немалые деньги в благоустройство имения. Территория несколько раз подвергалась коренной реконструкции, однако здесь сохранилось немало памятников, непосредственно связанных с царственными владельцами.

«Грацией и изящной простотой» отличается дворцовая церковь. Она была построена в 1863 году, её оберегали три поколения всероссийских самодержцев. В стенах этого храма произошли важнейшие события. Здесь священник Иоанн Сергиев, в будущем святой праведный Иоанн Кронштадтский, отслужил первую панихиду по скончавшемуся в Крыму императору Александру III. В Крестовоздвиженской церкви принёс присягу на верность российскому престолу наследник цесаревич Николай Александрович. Под сводами храма приняла православную веру невеста Николая принцесса Алиса, наречённая при таинстве миропомазания Александрой Феодоровной.

ЦАРСКИЕ ПЛАТАНЫ И «ВОЗДУШНАЯ АЛЛЕЯ»

«Готический колодец» – прекрасная стилизация Средневековья.

Обустраивая имение для семьи первого владельца Ливадии, Александра II, архитектор Ипполит Монигетти предусмотрел замечательное место отдыха. На специально спроектированной площадке с видом на море и парк установили полукруглую мраморную скамью, по обеим её сторонам посадили два платана. Огромные 150-летние деревья, помнящие всех августейших особ, находятся в расцвете сил и радуют глаз мощью и красотой.

Невероятным образом пережила все войны, революции и перестройки пергола – металлический навес-опора для вьющихся роз. «Воздушную аллею» установили в парке по повелению императрицы в 1863 году. Сохранились и несколько очень старых кустов роз. В начале XIX столетия они совершили грандиозное путешествие из горных районов Китая в Великобританию, а затем в Россию, чтобы по весне украсить Ливадийский парк скромными белыми цветами.

РУЩУКСКАЯ КОЛОННА И «ГОТИЧЕСКИЙ ДВОРИК»

«Рущукская колонна» – свидетель боевых заслуг Александра III.

Возле церковной звонницы возвышается на пьедестале мраморная колонна. Текст, высеченный на её поверхности, написан арабскими буквами, но на турецком языке. Стихи восхваляют султана Махмуда.

Это трофей, захваченный при взятии крепости Рущук (нынешний болгарский город Русе) в ходе Русско-турецкой войны 1877-1888 годов. Она стала удачной для России. Румыния, Сербия и Черногория получили независимость от Турции.

Колонну доставили сюда по распоряжению цесаревича Александра Александровича, в период кампании – командующего крупным подразделением, Рущукским отрядом. Будущий царь Александр III, вошедший в отечес­твенную историю под именем Миротворца, участвовал в войне от первого до последнего дня и достойно проявил себя в ходе военных действий.

Добавляет мрачноватой романтики «Готический дворик»: над колодцем склонилась химера. Средневековый облик памятников – прекрасная стилизация: и декоративный оголовок колодца, и химера появились тут в начале XX столетия. Интересно, что предметы изготовлены из модного в то время материала – бетона. Его серый цвет отлично гармонирует с мраморовидным известняком гаспринского месторождения, из которого сложены стены, и общим настроением, которое рождает этот
уголок.

«ГОСУДАРЬ БЛАГОСЛОВЛЯЕТ ИМЯ КРАСНОВА»

К началу XX столетия дворцовые постройки обветшали, и Николай II принимает решение радикально перестроить Ливадию.

Создать царскую резиденцию сочли бы за честь многие столичные архитекторы. Тем не менее проект нового здания был заказан провинциальному зодчему. Им стал городской архитектор Ялты Николай Краснов. Николай Петрович успел зарекомендовать себя как непревзойдённый специалист, умеющий идеально вписать в ландшафт Южнобережья любой архитектурный стиль. К тому времени для великих князей он уже возвёл виллы: одну в образе шотландского шале, другую в виде марокканского замка. Император же вдохновился «нежным стилем» раннего итальянского ренессанса. После детального обсуждения и любования красновскими эскизами заключили договор. На Краснова была возложена «единоличная ответственность за полностью самостоятельную работу по возведению нового дворца».

Николай Петрович блестяще справился с очень сложной задачей. В строго обозначенные сроки, через 17 месяцев, августейшая семья праздновала новоселье. «Хозяин земли Русской» не скрывал восторга: «Архитектор Краснов – удивительный молодец. Мы не находим слов, чтобы выразить нашу радость и удовольствие иметь такой дом, выстроенный именно так, как хотели».

«Грацией и изящной простотой» отличается Крестовоздвиженская церковь.

«САМОГО ЛУЧШЕГО КАЧЕСТВА…»

В первую очередь бросается в глаза цвет постройки – белый. Этого эффекта Краснов добился как высочайшим качеством строительного материала, так и некоторыми «секретами».

Фасады выложены инкерманским известняком. Инкерман, предместье Севастополя, издавна славился месторождением белоснежного камня, прочного и в то же время хорошо поддающегося обработке. Другие севастопольские породы, «крымбальский камень» и мраморовидный известняк из Балаклавы, использовались для изготовления архитектурных деталей. В частности, из «крымбальца» высечены колонны Итальянского дворика.

Для защиты пористого известняка от разрушительного воздействия солнца, дождя и ветра Краснов обработал стены специальным химическим препаратом. Это оказалось очень дорого, но затраты себя оправдали. За минувшие сто с лишним лет качество облицовки фасадов не ухудшилось.

Интересно, что, когда в 1944 году приняли решение проводить во дворце конференцию глав государств-участников антигитлеровской коалиции, солдаты, вооружённые щётками из натуральной щетины и мыльным раствором, тщательно очистили потемневшие от пыли и копоти стены, и они засияли изначальной белизной.

«РАДОСТЬ ОГРОМНАЯ СНОВА БЫТЬ ЗДЕСЬ»

Над входом сохранились вензеля царственных владельцев.

Несмотря на геополитические бури, дворец сохранил немало ярких деталей, связанных с первыми владельцами. На­пример, над колоннами парадного входа на мраморных картушах вырезаны вензеля: НII (Николай II), АА (Александра и Алексей), ОТ (Ольга и Татьяна) и МА (Мария и Анастасия). Над дверью уцелел фамильный герб Романовых – высеченный на щите грифон. Над ним корона и надпись «С Нами Бог».

Фасад кабинета императора украшают медальоны с изображениями гербов российских губерний. Обращают на себя внимание яшмовые вазы, изготовленные на Колыванском камнерезном заводе на Алтае.

Важнейший структурный элемент дворца – внутренний дворик. Уютные патио – характерная деталь палаццо Венеции и Флоренции XV-XVI столетий. Именно «Итальянский дворик» стал композиционным центром, вокруг которого возводились все постройки.

Вход во дворик украшают кованые ажурные ворота, изготовленные в Италии в XVIII веке. Такой шикарный подарок сделала хозяевам дворца на новоселье семья Юсуповых – представители старейшего и богатейшего княжеского рода России. «Внутренний двор очень красив, а наши ворота чудо как хороши», – отмечает в письме Зинаида Юсупова.

«После молебна прямо кинулся в свои комнаты. Радость огромная снова быть здесь», – записывает Николай II в дневнике впечатления от Ливадии.

Здесь принимались судьбоносные решения: история дома губернатора в Симферополе >>