Великий смешной: 100 лет со дня рождения Юрия Никулина

Великий смешной: 100 лет со дня рождения Юрия Никулина

Великий смешной: 100 лет со дня рождения Юрия Никулина
Фото: Кинопоиск

18 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Никулина – человека, который умел делать так, чтобы над ним смеялись. И смех этот всегда был добрым.

Шут у трона

Основы шутовства в глубинном его смысле – умение говорить правду, облечённую в глуповатую форму – заложил отец, Владимир Андреевич. Движимый стремлением «сеять разумное, доброе, вечное», он в разгар кровавой Гражданской междоусобицы организовал «Теревюм» - «театр революционного юмора». А перебравшись с упрочением советской власти в Москву, семья Никулиных обосновалась недалеко от площади с характерным названием Разгуляй. Так что художественный образ «Балбеса» был предопределён уже в Юрином детстве.

В кинематографе Никулину доставались по большей части комедийные роли отрицательных героев, на арене он выступал в амплуа ковёрного. Однако главный шут страны достиг в своём искусстве абсолютных высот, получив главные в Советском Союзе почётные звания: Народный артист и Герой Социалистического Труда.

Острому на язык, но бесхитростному с виду артисту прощалось многое. «Могу пообещать, что мы вас ещё насмешим!» – брякнул Никулин первым лицам страны на церемонии вручения ордена Ленина. С тех пор на главные – кремлёвские – концерты его не приглашали.

«Лучше клоун – директор, чем директор – клоун», – говаривал Юрий Владимирович в бытность руководителем московского цирка. С началом новых веяний – перестройка, пришествие дикого капитализма, – пришло время не только говорить, но и действовать. Тем более что трудности начались нешуточные. Например, цирку отказали в продаже по госцене мяса, необходимого для кормления хищников. Звери оказались на голодном пайке. И тут президент СССР Горбачёв собирает какое-то совещание с участием деятелей культуры. На трибуну выходит Никулин: «Михаил Сергеевич! Даже в войну по специальному распоряжению Сталина звери в цирке и зоопарке регулярно получали мясо. Сейчас мои львы и тигры уже два дня сидят полуголодные. Ещё день, и я привезу к Дому правительства клетки и прикажу их открыть».

Все посмеялись, но к вечеру мясо уже привезли.

Выставка четырёхколесных «персонажей» «Кавказской пленницы» в селе Лучистое.

Поразительно невыразительный?

Невероятно, но факт: ни в один вуз, готовящий артистов, юного Никулина не приняли по причинам «отсутствия способностей и поразительно невыразительного» лица. Более того, когда он всё-таки пробился в цирк, коллеги чистосердечно говорили ему: «Зачем тебе грим? У тебя и так лицо дурацкое». Примерно то же самое произнёс режиссёр Леонид Гайдай во время кинопроб на «Кавказскую пленницу»: «Всё, Балбеса искать не надо».

На экраны «Кавказская пленница» вышла в год 50-летия Октябрьской революции, на третий день после «Дня смеха» или, по-простому, «Дня дурака». Однако поначалу авторам комедии было не до веселья: просмотрев картину, высокие чины Госкино клятвенно пообещали похоронить «эту антисоветчину, пародию на советский строй и коммунистическую партию». Ещё бы: любимые народом артисты выдавали с экрана шуточки, которые воспринимались как политическое хулиганство. К примеру, персонаж Юрия Никулина, сплёвывая арбузные семечки, ухмылялся: «Между прочим, в соседнем районе жених украл члена партии!».

По сценарию, крамольные слова произносил дядя Джабраил. Но игравший его Фрунзик Мкртчян наотрез отказался, понимая: цензура всё равно вырежет сцену, а он, как актёр, может остаться без работы. Чтобы спасти замечательный эпизод, Никулин проявил подлинное гражданское мужество, но – в свойственной ему манере: мол, клоуну всё можно. И правда: в его исполнении фраза прозвучала, как у настоящего шута. А с дурачка, как говорится, и взятки гладки. Рассказывают, что за съёмкой коротенького эпизода Никулину пришлось съесть целый арбуз: то не то скажет, то не так плюнет…

За внешней грубоватостью гротескного образа, в нём проступают подлинно человеческие черты. «Я не считал Балбеса отрицательным героем, я его любил: странного, неунывающего, добродушного», – признавался артист.

Эти качества не раз выручали Никулина на съёмочной площадке. Помните: Нина, наблюдая за стараниями Шурика упаковаться в спальный мешок, весело смеётся. Однако сцена не удавалась: начинающая актриса чувствовала себя в кадре очень скованно. И тогда – совершенно неожиданно для Варлей, после команды «Мотор!» Никулин, Вицин и Моргунов внезапно задрали рубашки и начали задумчиво почесывать животы. «Дублей больше не требовалось, – вспоминает Наталья Владимировна. – С меня, как с царевны-несмеяны, мгновенно спало заклятье».

На эксклюзивном фото: Юрий Никулин в августе 1979 года дает интервью "Крымской газете" в Ялтинском кинотеатре "Спартак".

«Посмотреть – и сами участвовать!»

Большая часть натурных съёмок «Кавказской пленницы» проходила в Алуште и её ближайших окрестностях.

Уникальный случай: живым памятником киногероям – и в первую очередь Юрию Никулину – стало дерево грецкого ореха, растущее у подножия горы Демерджи близ села Лучистое. Патриарху насчитывается не менее 400 лет. Мощный красавец оказался отличной локацией: тут Балбес высматривает Нину, бросается орехами. К сожалению, многие наши современники, пытаясь примерить лавры актёра, норовят взобраться на дерево, отчего еле живой памятник природы жестоко страдает. Старые ветви и повреждённый ствол из последних сил выдерживают непосильную для почтенных лет ношу в виде нынешних балбесов.

Скульптура Балбеса в центре Алушты

Любители драйва оценили новую достопримечательность Лучистого – обширную выставку советской автомототехники. Представлены на площадке и четырёхколесные «персонажи» «Кавказской пленницы»: «пылесос» водителя Эдика, пивная цистерна, бочка-водовозка, милицейский «Иж» с коляской и даже кабриолет «Адлер» красного цвета, на котором рассекала зловредная троица. Трус, Бывалый и Балбес, кстати, тоже здесь – в виде ростовых фигур.

Замечательные объекты, связанные с Юрием Никулиным, можно увидеть в центре Алушты. У подножия лестницы, ведущей на вершину городского холма, сохранился двор, куда пройдоха, напевая «хали-гали», загонял стадо баранов. А несколько лет назад на центральной улице появилась выкованная из стали скульптура Балбеса. Он стоит, задумчиво облокотившись на столик, как бы предлагая прохожим составить ему компанию.

«Значит, помнят!»

Столица Крыма также отмечена посещением великого комедианта. Старшее поколение, будучи школьниками, до сих пор с восторгом вспоминает выступление блистательного дуэта «Миши и Юрика» в Симферопольском цирке – «Лошадки», «Брёвнышко».

Сценка «Брёвнышко» в исполнении Никулина и Шуйдина в Симферопольском цирке

Но Никулин был бы не верен себе, если бы не отчебучил что-нибудь из ряда вон… Так и получилось. Завершилось представление, разошлись зрители, погас свет – и тут Юрий Владимирович спохватился: его же пригласили на юбилейный вечер, посвященный 150-летию областного драмтеатра. И не переодеваясь, в знаменитом клоунском костюме и гриме, благо театр и цирк в Симферополе – соседи, Никулин появился в самый разгар капустника. Поздравил служителей Мельпомены, поднял тост за брудершафт муз. И, естественно, порадовал анекдотами в тему.

  • Как известно, театр начинается с вешалки. Но когда вы не находите в гардеробе свою шубу – вот тогда начинается цирк!

  • Во время оперы на сцену выскочила мышка – прямо перед женским хором. И тысяча зрителей оглохла…

  • Диалог театралок:
    – Так ты, говоришь, с любовником в театр ходила? А что давали?
    – Трагикомедию.
    – Как интересно!
    – Да уж. Мы столкнулись там с моим мужем. Он тоже был с любовницей.

  • В провинциальном театре празднуется юбилей. В обшарпанной гримуборной сидят два неприглашённых актёра – трагик и комик. На застеленном газеткой столе – бутылка водочки, баночка с огурчиками.
  • Трагик (выпивает стопарик, печально жуёт огурчик):
    – М-да-а… Не пригласили… Забыли…
    Комик (выпивает стопарик, хрустит огурчиком и расплывается в улыбке):
    – М-да. Не пригласили. Значит, помнят ещё!

По теме