Ведущее госпредприятие, проектирующее дороги, доводят до банкротства?
Ведущее госпредприятие, проектирующее дороги, доводят до банкротства?
26 октября 2016 - 12:01
Ведущее госпредприятие, проектирующее дороги, доводят до банкротства? 26 октября 2016 - 12:01
Дарина Солнцева

 

Два месяца сотрудники известного Крымского государственного института по проектированию объектов дорожного хозяйства – ГКП РК «Крымгипродор» – не получают зарплату. Коллектив с 45 человек уменьшился до 18.
Проектирование дорог – один из самых дорогостоящих госзаказов,
за который борются коммерсанты и государственные предприятия в Крыму.
Фото: Александр Полегенько

Дублирующий заказ?

Крупнейший госзаказчик ГКУ РК «Служба автомобильных дорог РК» (далее САД) задолжала «Крымгипродору» и его субподрядчикам сотни миллионов рублей. Например, за проект устройства освещения на автдороге Симферополь – Феодосия. Задолжала также за судьбоносные ПОДД (проекты организации дорожного движения на автодорогах общего пользования РК). От них, кстати, полностью зависит не только установка дорожных знаков, но и легализация многомиллионного рынка внешней рекламы в Крыму. 

Только по пяти выполненным контрактам САД не заплатила почти 80 млн руб. Субподрядчикам САД задолжала порядка 56 млн руб. и почти 14 млн неустойки. И это только часть долгов. С момента запроса «Крымской газеты» к её директору Игорю Кравченко в течение двух суток руководитель не нашёл объяснений политике предприятия.

По информации ГУП, в августе 2016 года их заявки на согласование трёх крупных сделок не получили ответа из министерства. В результате ГУП потеряло возможность заработать. Возникает вопрос: кому это выгодно? 

ГУП отпущения

В письме и. о. прокурора Крыма Андрею Фомину коллектив «Крымгипродора», сидящий без зарплаты, напомнил, что при бывшем руководителе Виталии Миронюке за один день – 26 ноября 2014 года – ГП «Крымгипродор» заключило с САД 88 договоров по выполнению проектных работ почти на полмиллиарда рублей. Трудовой коллектив при этом ни одного проекта в разработку не получил. Цитируем письмо: «Всё отдавалось субподрядным организациям. Руководством многие проекты были приняты, но предназначенные денежные выплаты на счёт субподрядных организаций так и не переведены». В результате субподрядчики обратились в Арбитражный суд РК для взыскания долгов с ГУП «Крымгипродор».

В справке о финансовом состоянии ГУП суммы его долгов ныне выглядят несовместимыми с жизнью хозрасчётного предприятия. Долг ГУП только перед субподрядчиками раздулся до 113 млн руб.

Директор ГУП РК «Крымгипродор» Сергей Потебня говорит:

– Спрашиваем Службу автомобильных дорог: «Почему не выплачиваете?» Говорят, мол, у вас там что-то со Счётной палатой, и тому подобное. Но когда работа выполнена, юридическое лицо-заказчик обязано оплатить исполнителю, другому юрлицу, выполненный контракт. Что там у исполнителя с биографией, даже если бы к нам были какие-то претензии, это уже не ваш вопрос, это вопрос правоохранителей. 

Результата не дали, как утверждают на предприятии, и обращения к учредителю ГУП – Министерству транспорта РК. Это странно, ведь не получая бюджетной зарплаты, а зарабатывая самостоятельно, «Крымгипродор» при этом перечисляет 50% от своей прибыли государству.

Прокол на 18 миллионов

Интересно, что когда в 2014 году вместо ГП «Крымгипродор» создали одноимённое ГУП, то в нарушение федерального законодательства на него навесили не только убытки, но и 18 млн рублей кредиторской задолженности ликвидированного ГП. Обнаружилось это с подачи нового руководителя «Крымгипродора» Сергея Потебни – он инициировал независимую аудиторскую проверку. Старые задолженности мешают ГУП отвечать по своим обязательствам, выплачивать зарплату и участвовать в конкурсах на проведение проектных работ. Этот вопрос Минтранс ставил на контроль, обещал оздоровить главное проектировочное предприятие республики.

По информации ГУП, в августе 2016 года их заявки на согласование трёх крупных сделок также вовремя не получили ответа из министерства. В результате торги закончились, а ГУП потеряло возможность заработать. Но министерство отреагировало на их просьбу увеличить максимальную планку участия в торгах с 300 тысяч рублей и одобрило сделки с максимальной суммой до 1 млн руб. Но…

Главный инженер ГУП РК «Крымгипродор» Виктор Дронов рассказывает:

– Специалисты ГУП выполнили анализ документации на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakurki.gov.ru и пришли к выводу, что закупок с начальной ценой до 1 млн руб. в области проектирования на сайте нет.

Без шансов на выживание

Сотрудники ГУП уверены, что таким образом их лишают шансов на выживание и расчищают дорогу конкурентам. 

Директор ГУП РК «Крымгипродор» Сергей Потебня говорит:

– Вся Россия едет сюда выполнять работы по проектированию строительства автомобильных дорог. А мы, госпредприятие, которое имеет максимальное СРО (страховой взнос) до 300 млн руб. (показатель надёжности предприятия) и созданное специально для этих целей, мы сидим без заказов от государства. У нас сделка выше 50 тыс. руб. уже считается большой сделкой, требующей согласования в Минтрансе. Но там время на согласования по регламенту – 10-15 дней. Пока мы согласовываем каждый чих, торги проходят без нас. 

Минтранспорта РК до сих пор не согласовало предприятию даже положение об оплате труда и премированию сотрудников, без чего не может быть заключён коллективный договор. А как условие ведомство требует от ГУП, оказавшегося в «долговой яме», взять на себя повышенный финансовый план на следующий год. Вспомним, что предприятие, не способное выполнить обязательства, может быть объявлено банкротом. Возникает вопрос: кому это выгодно? 

Официально

 

Попытки узнать позицию и планы ведомства у министра транспорта РК Анатолия Волкова сначала оказались безуспешными. В ответ на sms о необходимости комментария по этой болезненной теме и судьбе предприятия, где два месяца не выплачивают зарплату, министр банально выключил телефон. Пресс-служба министерства, которая позже выразила желание переслать официальный ответ министра, этого не сделала и аналогично перестала отвечать на телефонные звонки. И только спустя несколько дней, после наших настойчивых попыток достучаться до министра, ответ Минтранса Крыма был прислан нам на электронный адрес в момент сдачи номера:

«Министерство не имеет права вмешиваться в деятельность связанных между собой контрактными обязательствам хозяйствующих субъектов. Политика руководства ГКУ РК «Службы автомобильных дорог», как и министра транспорта, – оплачивать денежные средства нужно за выполненные работы в полном объёме. К сожалению, руководство ГУП РК «Крымгипродор» не в состоянии предоставить подписанные акты выполненных работ со стороны Заказчика, а также акты сверок по выполненным работам.

В части утверждения Положения об оплате труда сообщаем, что данное положение утверждено 19.02.2015, отсутствие коллективного договора не может являться основанием для невыплаты заработной платы.

Права собственника унитарного предприятия ограничены статьей 20 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», по которому собственник принимает решения о создании муниципального предприятия, даёт согласие на совершение крупных сделок, формирует уставный фонд предприятия и т. п. При этом собственник лишён права списания каких-либо долгов предприятия.

В части взыскания денежных средств с ГКУ РК «Служба автомобильных дорог Республики Крым» считаем необходимым указать, что Служба автомобильных дорог является казённым учреждением, то есть не занимается предпринимательской деятельностью и в полном объёме финансируется за счёт бюджета Республики Крым. При этом ГУП РК «Крымгипродор» является коммерческим предприятием, цель которого – извлечение прибыли. Между тем директор ГУП РК «Крымгипродор» не принял никаких мер по взысканию данной задолженности в установленном законом порядке. 

По результатам завершения проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия министерством будет принято решение о дальнейшей судьбе предприятия».

 Письмо Министерства транспорта Республики Крым в редакцию «Крымской газеты»