Вдохновение идентичности
Вдохновение идентичности
26 ноября 2015 - 16:03
Вдохновение идентичности 26 ноября 2015 - 16:03
София Чёрная

 

«Крымакая газета» восхитилась: выставка в Центральном музее Тавриды собрала шедевры крымскотатарского искусства
Роскошные свадебные наряды и аксессуары, богато украшенные чехлы для духовных книг, кисеты, головные уборы – все эти уникальные предметы культуры одного из древнейших народов Крыма, расшитые золотыми нитками по дорогой ткани, демонстрируются сейчас в одном из музейных залов.
Посетители выставки не могли оторвать глаз от работ крымскотатарских мастеров.

Большую часть выставки занимает так называемый новодел – однако полностью идентичный древним традициям, разве что выглядит «свежее». Зал буквально переполнен вышивками, настолько это древнее искусство популярно в Крыму в последние годы. Всего здесь собрано около двухсот предметов работы почти сорока мастеров, творящих сегодня по эскизам предков и развивающих древнее искусство в современном контексте. 

Между тем крымскотатарский орнамент был востребован ещё при дворе русских царей – в девятнадцатом веке. Это было не только модно, но и дорого, поскольку все узоры выполнялись нитью на основе настоящего золота.

Следующую волну популярности орнамент пережил в тридцатые годы прошлого века – причём узоры, изначально предназначенные только для вышивки, стали использовать во многих других декоративных ремёслах. В Крыму создавались курсы по обучению рисовальщиц и вышивальщиц. 

Трагедия депортации с родных земель в середине прошлого века отразилась на культурном наследии крымских татар. Но и вдалеке от Крыма бабушки учили внучек древнему искусству, которое в том числе помогало народу сохранить свою идентичность, память предков и уважение к собственной истории.

Сегодня в музейных фондах хранится около четырёхсот предметов крымскотатарского декоративно-прикладного творчества, которые вдохновляют современных мастеров. Инициатор возрождения и развития этого искусства в Крыму – художник Мамут Чурлу – рассказал, что сейчас на полуострове действуют две школы – в Симферополе и Бахчисарае, куда приходят учиться женщины всех профессий и возрастов, от первоклашек до глубоких пенсионерок. Сегодня расшитые узорами вещи не просто рукоделие «для себя», но и востребованный товар. Редкая свадьба обходится без хотя бы элементов традиционного костюма жениха и невесты, а расшитые люрексом, заменившим слишком дорогую золотую нить, предметы быта стали популярными подарками молодожёнам и сувенирами для туристов.

На выставке в Музее Тавриды взору публики впервые предстали работы учеников бахчисарайской студии «Арслан», которой руководит Зарема Мустафаева. Она рассказывает, что впервые попыталась вышивать ещё в детстве, вдали от исторической родины. Первой её наставницей стала бабушка, которая хотела передать непростую технологию двойного шва внучке, она сумела вывезти в депортацию несколько вышитых предметов обихода. Зарема признаётся, что когда вернулась в Крым и пришла в бахчисарайский Ханский дворец, то, увидев знакомую с детства красоту вживую, словно бы услышала зов предков.

Захотелось не только создавать прекрасное собственноручно, но и передать знания и умения другим. За восемь лет работы курсов десятки её учениц сделали национальную вышивку своей профессией, а три дочери Заремы, хоть и выбрали различные специальности, всегда находят время для рукоделия.

Сегодня крымскотатарский вышивальный орнамент применяется как в живописи и графике, так и во многих видах декортивно-прикладного искусства. Среди них – ювелирное дело, филигрань, керамика, резьба по дереву, металлообработка, роспись по фарфору, батик, витражи… Древнее наследие вдохновляет молодёжь, и теперь уже очевидно, что в будущем это искусство, помогающее крымскотатарскому народу сохранить свою идентичность, не будет утеряно.

Фото Лидия ВЕТХОВА.