Валентин Демидов: Попытаемся построить работу министерства по-новому
Валентин Демидов: Попытаемся построить работу министерства по-новому
18 июня 2015 - 10:00
Валентин Демидов: Попытаемся построить работу министерства по-новому 18 июня 2015 - 10:00
Дарина Солнцева

Новый министр экономики Крыма отказывается экономить

На этой неделе мы стали свидетелями молниеносной кадровой рокировки в крымском правительстве. Глава  Армянска Валентин Демидов сменил на посту министра экономического развития Крыма Николая Коряжкина. Интрига осталась, ведь профессионал сменил профессионала. «Крымская газета» взяла эксклюзивное интервью у бывшего мэра Армянска, когда ещё не успела появиться новая запись в его трудовой книжке…

Задача: погружение

– Валентин Валентинович, вы почти 13 лет вкладывали свои силы в Армянск, а теперь оставляете город. Неужели не жаль?

– По-человечески – жаль. На этой работе у меня, в общем-то, всё уже отрегулировано и всё понятно, сформирована серьёзная команда. Но, наверное, не зря всё-таки существует во всех цивилизованных странах в кадровой политике такое понятие, что человек слишком долго не должен находиться на одном месте. Потому что и для человека, и для системы, в которой он находится, нужно развитие. 

– А какой будет ваша первая прикладная задача?

– Первая  – трудоустроиться в отделе кадров (смеётся).  Задача – вникнуть во все процессы. Посмотреть, где есть слабые стороны, где уже есть положительные моменты. И несколько первых дней – это анализ, ознакомление. Вместе с тем уже завтра у меня три совещания, так что – в море с головой, что называется.

Должно вернуться чувство… новизны

– Остаются ли в Армянске кадры, которые могли бы сопровождать вас в министерстве?

– Коварный вопрос. Кадров не хватает везде на сегодняшний момент, потому что десятилетия на Украине кадровой политике не уделялось никакого внимания. А кадры как раз – одна из существенных составляющих экономики. Безусловно,  такие люди есть в Армянске, и не только в Армянске, но пока, наверное, рано говорить о  серьёзных кадровых изменениях. Я могу сказать одно:  самый главный критерий, который я ценю в кадрах, – эффективность.

– А если не будет хватать эффективности?

– Будем кого-то привлекать.  Я и в Армянске достаточно много сил уделял именно построению системы. Сейчас у меня совершенно точно будет новый зам. Совместно с ним будем уделять внимание новому построению системы работы.

– Непонятно, в чём может заключаться новизна системы?

– Поймите, есть бюрократия,  без которой не обойтись, а  есть бюрократия, которая мешает делу. Та система, которая есть сегодня в государственной службе, она, к сожалению, не способствует инициативности, не мотивирует работать. Поэтому мы попытаемся построить по-новому работу министерства, безусловно, опираясь на те задачи, которые перед нами ставятся.

– Назовите реперные точки или реперные темы, которые вам поручено поднимать в новой роли. Мы же понимаем, что есть Федеральная целевая программа социально-экономического развития Крыма, на которую мы ориентируемся: шаг влево – шаг вправо нам делать не надо,  всё и так понятно, подробно расписано.

– Ну, во-первых,  развитие  Крыма, любого города, региона, страны зависит от чёткой стратегии. Самое главное: создание механизма для её реализации, а не просто создание программы на бумаге. Важно, чтобы эта программа начинала работать на деле. Это первое направление. Второе направление, на котором акцентирует внимание глава республики сегодня,  – это работа по привлечению инвестиций. Все говорят, что они необходимы. Но для того, чтоб они были, необходимо создание условий и юридических, скажем так, и комфортных – с технической точки зрения. Здесь тоже необходимо поменять многие стереотипы. Об этом как раз в виде конкретного поручения говорит глава республики. По тому, как мне удастся с этим справиться, будут судить о моей работе.

Парадоксы в норме

– Это как раз то неподъёмное поручение по упрощению всех процедур, которое выполнял ваш предшественник Николай Коряжкин?

– Однозначно, необходимо упростить существенно все процедуры по работе с инвесторами. Кстати говоря, развитие СЭЗ – это тоже один из приоритетов, которым мне предстоит заниматься.  Существует масса положительных опытов работы и на западе, и в Российской Федерации по привлечению инвесторов. Самый главный эффект будет, когда инвесторам будет интересно, комфорт-
но. Никогда в жизни инвестор не пойдёт сюда, если ему будут непонятны законы, если ему надо будет месяцами ходить из кабинета в кабинет. Потому нам надо выстроить систему, чтобы не инвесторы ходили по кабинетам – обивали пороги, а чтобы те службы и органы, от которых это зависит, бегали за инвесторами. 

Ещё одно немаловажное направление – это упрощение процедур оказания государственных услуг и бизнесу, и предпринимателям, и населению. Речь о многофункциональных центрах, которые, к сожалению, пока ещё никак не могут эффективно начать работать и предоставлять госуслуги в электронном формате. В цивилизованных государствах, как сказал Сергей Валерьевич,  если гражданин пришёл в орган местного самоуправления, то проводится служебное расследование: что это за прецедент такой?! Не должно быть такой ситуации, когда гражданин вынужден куда-то идти и выстаивать очереди.

– Вам по душе,  как министру экономического развития,  старый тезис «Экономика должна быть экономной»?

– Честно, мне он не близок. Я и в жизни, и на предыдущей работе  всегда говорил: ну не умею я экономить! Я всегда стараюсь заработать больше денег, чтобы хватало на всё. И, думаю, это не самый худший подход.

– Можно как-то определить вашу задачу-максимум?

– Задача-максимум: сделать самодостаточным Крым по налогам и сборам, по доходам. Для этого как раз и нужен весь этот комплекс мероприятий, о которых мы говорили. Крым должен быть самодостаточным – соответственно зарабатывать необходимые для своего содержания средства. Также иметь возможность вкладывать в развитие, чтобы люди видели существенные изменения в лучшую сторону и всё это мы могли бы себе позволить не благодаря дотациям и субвенциям, а благодаря заработанным своим деньгам.

Ударный отдых

– У вас специальное образование: государственное управление. Существуют ли  в Крыму свои особенности госуправления в связи с нашим «курортным менталитетом» и желанием получать всё,  особо не напрягаясь?

– Образование у меня первое – юридическое, второе – госуправление. Мы работали в одной системе, сейчас работаем в другой.  Крым всегда боролся за полноту власти. Сейчас он самостоятельный субъект,  а у нас есть возможность  вносить изменения в свои «уставы»,  в свои субъектовые крымские законы, более эффективно выстраивать ту или иную модель госуправления. Видя, что надо поменять, мы имеем возможность выйти на Государственный Совет и принять необходимые законы – поменять систему государственного управления в том числе. Поэтому она может быть динамичной – в этом наше преимущество!

– Вы семью собираетесь перевозить в Симферополь, детей переводить в местные школы?

– Ну, конечно. На первом этапе, правда, нет. Мне сейчас будет, откровенно говоря, не до семьи, потому что  я думаю чуть ли не раскладушку покупать, чтобы жить на работе.

– Стесняюсь спросить: у вас отпуск в этом году предвидится?

– Я, к сожалению, несколько лет не имел отпуска, и, кстати говоря, как раз сейчас на июль у меня был запланирован первый отпуск за всю эту длинную историю, которая пройдена, был сложный этап в жизни. Я думал: ну, наконец-то, я отдохну!  Сергей Валерьевич сказал: отдохнёшь, когда всё настроишь…