В Ялте завершился фестиваль «Крымская театральная осень»
В Ялте завершился фестиваль «Крымская театральная осень»
13 сентября 2021 - 15:24 Сцена из спектакля «Возвращение в любовь». Фото: Михаил Гладчук
В Ялте завершился фестиваль «Крымская театральная осень» 13 сентября 2021 - 15:24
Борис Седенко

В нём приняло участие восемь театров, семь из которых представляют национальные республики России.

ЛЮБВИ ПОКОРНЫ

С момента возникновения фестиваль национальных театров «Крымская театральная осень» не изменяет сложившимся традициям, даря и творческим коллективам, и зрителям множество приятных эмоций. Театралы могут насладиться незабвенной классикой, познакомиться с современной драматургией, а артисты встречаются с новой публикой, увеличивают количество поклонников и получают похвалу от известных критиков. При этом не все запоминающиеся фестивальные события проходят на сценах театров, некоторые спектакли перенесены в знаковые места.

Например, в этом году выступления проходили на знаменитой Белой даче писателя Антона Павловича Чехова, чей вклад в развитие отечественной театральной культуры бесценен. На этой необычной площадке состоялся вечер романса, а также представлен моноспектакль «Последний день» на стихи Марины Цветаевой. Его исполнила актриса Казанского академического русского Большого драматического театра им. В. И. Качалова народная артистка России и Татарстана Светлана Романова.

– Мы вместе погрустили, вместе почитали стихи, вспомнили великого поэта Марину Цветаеву. И как же замечательно, что этот спектакль прошёл в таком святом месте, на Белой даче. Этот фестиваль даёт зрителям возможность познакомиться с творчеством национальных театров России, а нам – пообщаться с коллегами и понять, что все мы служим одному делу и, несмотря ни на что, будем продолжать это служение, – отметила она.

Лейтмотивом всего фестиваля стала тема любви, и определённо за девять дней благодарный крымский зритель влюбился в участников фестиваля и с большим нежеланием отпускал каждый коллектив со сцены.

Актриса готовится к выходу на сцену.

ПРАВО НА НЕПОВТОРИМОСТЬ

Фестиваль «Крымская театральная осень» не только прекрасная возможность увидеть лучшие спектакли из репертуаров театральных коллективов из разных уголков страны, но и обсудить серьёзные вопросы, беспокоящие театральное сообщество. В рамках деловой программы руководители театров имели возможность обговорить с коллегами проблемы сохранения национальной культуры и родного языка, процессы взаимовлияния и взаимопроникновения культур.

Во время круглого стола состоялась также встреча с генеральным директором Федеральной дирекции музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт» Андреем Малышевым. Эта организация занимается организацией масштабного театрального проекта «Большие гастроли». В ходе обсуждения были приняты во внимание пожелания руководителей национальных театров в проведении гастрольных туров в других регионах страны.

И, конечно, подобные встречи – это удобный формат, чтобы рассказать о своих успехах и сложностях, наладить связь с коллегами.

– Мы очень активно работаем, не меньше пяти премьер в год выпускаем. У нас есть и международные проекты, и гранты. Только в сентябре мы участвуем в трёх фестивалях. В основном у нас молодёжная актёрская труппа, но театр работает на четырёх языках. Я считаю, что главная особенность «Крымской театральной осени» в том, что Сергей Шуб (организатор фестиваля, директор Санкт-Петербургского театра-фестиваля «Балтийский дом». – Ред.) нашёл нишу. Каждый национальный театр уникален и своеобразен, выполняет миссию, связанную с сохранением национальных языков, культуры и так далее. Но мы не музей, не архив, мы живём в общем театральном пространстве, и нас объединяет русский язык, – отмечает директор Национального театра Карелии Ирина Шумская.

Фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ, Министерства культуры РК, Союза театральных деятелей России. Организатор форума – театр-фестиваль «Балтийский дом» (Санкт-Петербург).

БАРХАТНЫЕ ГОЛОСА

Ещё одной хорошей традицией фестиваля стало проведение развивающих мастер-классов для крымских студентов. Педагог по сценической речи Дмитрий Кошмин, который сотрудничает с театром-фестивалем «Балтийский дом», второй год делится с ребятами, которые избрали актёрскую стезю, ценными советами, опытом, интересными историями из своей практики.

– Управление голосом, управление своим звучанием – это как полёт на самолёте. Это не езда на автомобиле, потому что он движется по плоскости. Нам нужно оттолкнуться и вести эту мысль, отклонятся, возвращаться на основной курс. Это то, что мы всегда используем, что можем и должны менять, потому что если мы всегда в одном темпе, на одном тоне и с одной динамикой, с одним уровнем звука по громкости существуем, то мы становимся монотонными. Зритель начинает уставать, переставать воспринимать, – говорит участникам мастер-класса Дмитрий Кошмин, подчёркивая необходимость упражнений, чтобы голос обретал яркость, чёткость и завораживал зрителя.

А на сцене – любовь: в Ялте продолжается «Крымская театральная осень» >>