В своё время пожнём…
В своё время пожнём…
04 июня 2015 - 18:00
В своё время пожнём… 04 июня 2015 - 18:00
Валентина Симонова

Зачем нам сейчас елисаветинское наследие и почему его обсуждают в Крыму

Казалось бы, прошли столетия со времён возникновения благотворительности, сбора пожертвований в помощь бедным и больным, бескорыстной помощи в богадельнях и госпиталях. Изменились возможности здравоохранения, нравы, а общество стало богаче. Но меньше ли стало бедных? Разве сегодня не нуждаются в помощи одинокие больные люди, немощные старики и инвалиды? Никакой прогресс, как оказалось, не заменяет человеческого участия и конкретной помощи. 

Совесть России

Международный научно-образовательный форум «Елисаветинское наследие сегодня. Крым», который проходил в Ливадии, привлёк внимание не только людей, близких к церкви, священнослужителей, но и людей светских – учёных, представителей сестричеств, социальных центров, гимназий, паломнических служб из России, Украины, Беларуси, Израиля, которых объединяет служение под покровительством святой великомученицы Елисаветы Феодоровны.

Кто такая княгиня Елизавета Фёдоровна? Похоронив своего мужа, великого князя Сергея Александровича, пятого сына Александра II, она отдала все силы служению ближним, став, по мнению специалистов, совестью России ХХ века. 

– В истории нашего Отечества есть богатое наследие, которое осмысливается по временам. Особый вклад в него внесла княгиня Елизавета Фёдоровна. Она своим примером показала, как должно относиться к жизни и людям, особо не меняя своего образа жизни, ведь она так и не стала монахиней. Сегодняшнее мероприятие позволяет обратиться к прошлому, чтобы черпать из него вдохновение и в будущем принимать правильные решения. Мы должны изменить своё отношение и перестать жить ради живота и кошелька своего, – отметил настоятель Крестовоздвиженского храма Ливадийского дворца протоиерей Димитрий Гоцкалюк.

Елизавета Фёдоровна говорила: «Господь видит душу. Наш долг – служить и сеять, не ожидая немедленного плода или награды… Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем». 

Сакральное место

На конференции много говорили о Крыме, его сакральном значении в истории России, месте в политике Екатерины II и в памяти народов нашей страны.

– Крым – это удивительное место, – считает председатель наблюдательного совета Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества кандидат исторических наук Анна Громова. – Отсюда началась наша православная история, мы с гордостью вспоминаем героические военные походы времён Екатерины I, с горечью и почитанием говорим о тех, кто воевал на фронтах Крымской войны, ведь именно Крыму российская благотворительность обязана появлению Крестовоздвижнеческой общины сестёр милосердия, началом сестринского движения, появлением в российском обществе Красного Креста.

Со временем нишу сестринского движения в Крыму заняло государство, благотворительные организации и волонтёры. Не причисляя себя к сёстрам милосердия, монахини Топловского женского монастыря поддерживают заключённых женского СИЗО, организуют бесплатные обеды. Свято-Троицкий женский монастырь опекает отделение детской онкогематологии республиканской детской больницы.

В последние годы силами энтузиастов в Крыму сестринство всё-таки получило второе дыхание. Как правило, не имея сторонней финансовой поддержки, женщины, завершив дела на основной работе, надевают платки с красным крестом, чтобы по мере сил поддержать тех, кто нуждается не только в медицинском уходе, но и человеческом тепле. Пациенты Ливадийской больницы с благодарностью вспоминают тихих женщин, приносящих еду, ухаживающих за одинокими больными стариками, хотя бы частично заменяя им семью. В Севастополе руку помощи подаёт городское общебольничное сестричество милосердия. При храме покровителя военного дела святого великомученика Дмитрия Солунского создано сестричество милосердия, возрождающее традиции обучения не только теоретическим медицинским знаниям, но и практическим навыкам. Сёстры милосердия при храме помогают обездоленным, поддерживают больных.

Опыт других

Марфо-Мариинская обитель милосердия (Москва). Осуществляет крупные социальные проекты. Создан медицинский центр «Милосердие», организованы группа дневного пребывания и летняя дача детей-инвалидов, выездная служба поддержки пациентов с боковым амиотрофическим склерозом (БАС), детский дом, центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, служба помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и служба добровольцев. 

Женский монастырь во имя прмц. великой кн. Елисаветы Фёдоровны (Свердловская область). Предоставляет крышу над головой пожилым и престарелым людям, помогает многодетным, неполным и малообеспеченным семьям, опекает больных психоневрологического интерната.

Богородицкий житенный женский монастырь (Тверская область). Открыл социальную гостиницу «Дочки-матери», предоставляющую кров матерям и детям, остро нуждающимся в поддержке. 

Епархиальный учебный центр и общество сес­тёр милосердия во имя св. прмц. великой кн. Елисаветы (Саратов). Сёстры убирают в палатах детских клиник, гуляют с детьми из Дома малютки, организовывают круглосуточные дежурства в больницах с сиротами и детьми, с которыми родители по тем или иным причинам не могут находиться рядом.

Для подражания

Елизаветинские базары

И сегодня помнят о Елизаветинских благотворительных базарах. Елизавета Фёдоровна лично занималась подготовкой подарков для бедного населения. Среди прочего нуждающиеся получали одеяла, обувь и одежду, ткани, платки, различную утварь, а детям раздавали сладости и игрушки.

Из биографии

Умирая, помогала

Елизавета Фёдоровна (1864–1918) – принцесса Гессен-Дармштатская, внучка английской королевы Виктории, супруга великого князя Сергея Александровича. В 1892 году создала  Елисаветинское благотворительное общество. Во время Русско-японской войны организовала Особый комитет помощи воинам. В 1909 году, после гибели мужа, открыла Марфо-Мариинскую обитель милосердия, которая оказывала духовную  и медицинскую поддержку нуждающимся. Во время Первой мировой помогала раненым, содействовала созданию в Москве первого завода по изготовлению протезов. После прихода к власти большевиков отказалась покидать Россию. Вместе с другими представителями Дома Романовых была сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Говорят, что ещё несколько дней после жестокого акта из шахты доносилось пение молитв, а голова князя Иоанна Константиновича была перевязана  апостольником (головной убор. – Ред.) Елизаветы.