В страховании наступил «период охлаждения»
В страховании наступил «период охлаждения»
05 июня 2016 - 16:01
В страховании наступил «период охлаждения» 05 июня 2016 - 16:01
Антон Павлов
Теперь каждый крымчанин может расторгнуть договор страхования, если он его не устраивает
Недавно представители страховых компаний России выразили обеспокоенность в связи с колоссальными судебными издержками в пользу так называемых авто­юристов. Только за прошлый год страховые компании потеряли более 10 млрд рублей на выплатах по «автогражданке».
Фото: vsemetri.com

Деньги назад 

Речь идёт не столько о компенсации ремонта владельцам повреждённых машин, сколько о баснословных затратах на судебные издержки в пользу «криминальных автоюристов», которые специализируются на спорах по возмещению ущерба.

В результате Российский союз автостраховщиков (РСА) уже сформулировал комплекс мер по решению этой проблемы, который был направлен в Верховный суд.

Безусловно, и самим страховщикам есть над чем подумать, и не только о собственном капитале, ведь при наступлении страхового случая зачастую они не выплачивают клиентам те суммы, которые прописаны в договорах. Отсюда и так называемые автоюристы и еврокомиссары. Впрочем, отныне нерадивым страховым компаниям придётся туго – с 1 июня в законную силу вступило указание Центрального Банка России № 3854‑У от 20 ноября 2015 года «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования». В документе чётко прописано, что любой гражданин, касается это и крымчан, теперь может расторгнуть договор добровольного страхования и получить обратно деньги за страховку. В Центробанке называют действие этого указания «периодом охлаждения».

С 1 июня в законную силу вступило указание Центрального Банка России № 3854‑У от 20 ноября 2015 года «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования». В документе чётко прописано, что любой гражданин, касается это и крымчан, теперь может расторгнуть договор добровольного страхования и получить обратно деньги за страховку

Если, допустим, вы заключили договор на страхование автомобиля, но придя домой и детально изучив договор, поняли, что он вас не устраивает, то имеете законное право его расторгнуть. Сделать это нужно в течение пяти дней.

– Но страховая организация может предусмотреть и свой срок – более длительный. Вот по тем договорам, которые к нам уже поступают, мы видим, что страховщики прописывают в положениях (правда, мелким шрифтом и плохо читаемым), что если в течение пяти дней страхователь обращается, то страховая премия в полном размере возвращается, – рассказывают в банке.

Лишнего не надо!

Для расторжения договора страхования нужно обратиться с письменным заявлением в страховую компанию. При отказе от страховки в «период охлаждения» страховая компания обязана вернуть заплаченные за полис деньги в полном объёме, но только при условии, если договор страхования не вступил в силу (т. е. если при покупке ОСАГО автомобиль не попал в аварию и выплата страховки не началась). Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать часть денег.

Вообще, страховая компания должна вернуть человеку деньги за страховку, если он решил расторгнуть договор, в течение десяти рабочих дней.

Теперь законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за такое навязывание при заключении того же договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность 

Как подчёркивают в банке, необходимость введения «периода охлаждения» связана со сложившейся негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при получении страховых или банковских услуг. Например: вам необходимо приобрести полис ОСАГО, но страховые компании довеском к автострахованию предлагают ещё за дополнительные деньги застраховать свою жизнь или имущество. Это всё незаконно. Теперь законодательство запрещает обусловливать получение одних услуг обязательным приобретением других, а за такое навязывание при заключении того же договора ОСАГО предусмотрена административная ответственность.

– Введение «периода охлаждения» позволяет потребителям отказаться от навязанной или невыгодной страховой услуги без предъявления специальных требований или прохождения специальной административной или судебной процедуры, – говорят в Банке России.

В том случае, если страховщик отказывается расторгнуть договор, необходимо обращаться с жалобой в письменном виде, направив её по адресу: г. Симферополь, ул. Сергеева/Ценского, 12/4, либо отправить по электронной почте через раздел «Интернет-приёмная» на сайте www.cbr.ru.

Такие новые правила касаются практически всех популярных видов страхования. В перечень входят: страхование жизни, страхование от несчастного случая, автокаско, ОСАГО, ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта, добровольное медицинское страхование, гражданская ответственность перед третьими лицами, а также страхование финансовых рисков.

Не распространяются требования указания № 3854‑У на осуществление добровольного медицинского страхования иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на некоторые другие страховые случаи.

Ничего не вижу, ничего не слышу 

На практике в первые дни лета сотрудники страховых организаций искренне делали вид, что ничего не знают об указании № 3854‑У. На нашу просьбу об оформлении полиса ОСАГО в симферопольском офисе одной из страховых компаний нам с порога стали навязывать к страховке автомобиля ещё и страхование от несчастных случаев. Конечно, за дополнительную плату – 500 рублей. На вопрос о незаконности допуслуг представитель компании ответила:

– Я являюсь агентом, и на других условиях мы полисы не предоставляем. Вы можете обратиться в центральный офис любой другой страховой компании и потребовать ОСАГО без нагрузки.

В других страховых фирмах, куда мы обратились, история повторилась. Надеемся, в ближайшее время указания Центрального Банка России будут соблюдаться и в Крыму, чтобы нам не пришлось указывать названия этих страховых компаний.