В Севастополе восстанавливают технику Победы
В Севастополе восстанавливают технику Победы
21 февраля 2020 - 15:40
В Севастополе восстанавливают технику Победы 21 февраля 2020 - 15:40
Кристина Курочкина

 

«От оружия Победы – к современным образцам техники» – парад с такой концепцией был впервые проведён в Севастополе 9 Мая 2018 года. Открыл его легендарный танк Т-34. Он гордо прошёл впереди колонны. Своим ходом! Под восторженные возгласы и аплодисменты тысяч севастопольцев и гостей города…
До реставрации ЗИС-5 больше походил на груду металлолома. Фото автора

Гость с Сапун-горы

Это был танк, который несколько десятилетий простоял на Сапун-горе как музейный экспонат. И его реанимирование произвело настоящий фурор, стало изюминкой «праздника со слезами на глазах».

После 9 Мая танк T-34-85 вернулся на прежнее место на Сапун-горе. А год спустя, пройдя техобслуживание, он вновь участвовал в параде.

В тот год «фронтовик» был не один. Возглавляла механизированную часть парада восстановленная техника из открытой экспозиции мемориального комплекса «Сапун-гора»: тяжёлый танк ИС-2, самоходная артиллерийская установка СУ-76 и боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 (знаменитая «катюша»). 

Почувствуйте разницу: восемь дней потребовалось для восстановления танка Т-34 в 2018 году и почти пять месяцев – для сравнительно небольшой «катюши» в 2019.

После мая 2018 года работы по восстановлению оружия Победы стали программными, более масштабными, приобрели плановый характер. К ним подключили разные воинские части флота. Разнарядку составил начальник автобронетанковой службы ЧФ полковник Александр Бабушкин. Он же контролирует всю ремонтную деятельность в воинских частях.

Задание получил и зенитный ракетный полк полковника Игоря Волкова. Его подчинённым к маю доверено восстановить ЗИС-5 образца 1933 года.

– Восстановительные работы поручено вести подчинённым командира ремонтной роты капитана Ивана Калиничева, – говорит заместитель командира полка по вооружению подполковник Дмитрий Гринёв, – они ответственно подошли к порученному делу. Основная тяжесть работ легла на плечи взвода по ремонту автомобильной техники прапорщика Виталия Трофименко. Он опытный и ответственный специалист. И прежде чем взяться за дело, детально отдефектовал старенький ЗИС-5, составил план и последовательность восстановительных работ.

 

Горои на «керогазах»

Мы встретились с прапорщиком Виталием Трофименко, за плечами которого пятнадцать лет службы. Он действительно специалист высокого класса, на его счету десятки единиц отремонтированной автотехники.

– Но это была действующая сегодня автотехника, – говорит Виталий. – А тут ЗИС-5 образца довоенного 1933 года. На его генераторе стоит именно такая дата. Сказать по правде, такую развалину не в каждом музее можно найти. Но с другой стороны, это ведь легендарная машина, которая верой и правдой служила нашим воинам в годы Великой Отечественной войны. Это уникальный по своей простоте и надёжности автомобиль. Прежде чем взяться за работу, мы вместе с подчинёнными окунулись в историю создания этих машин и узнали для себя много интересного, прониклись уважением к этому неприхотливому «фронтовику». Первая партия из 10 грузовиков ЗИС-5 была собрана в июне 1933 года. C 1934 было развернуто массовое производство, ежедневный выпуск составлял 65 автомобилей. На базе ЗИС-5 было разработано четверть сотни модификаций, из которых 19 были поставлены на производство. Кстати, прототипом легендарной «катюши» стала одна из модификаций ЗИС-5…

Виталий Трофименко показал фотографию машины до восстановления. Это нечто! Такого не найдёшь даже в утиле. Но, как говорят, «глаза боятся, а руки делают».

– Мы, по сути, заново стали делать кабину, – рассказывает Трофименко, – из брусьев и реек сначала соорудили каркас, потом начали его обшивать. реставрировали дверцы кабины. С рамой автомобиля нам помог начальник БТС флота полковник Александр Александрович Бабушкин. Уж и не знаем, где он её отыскал. Сейчас ремонтируем двигатель и редуктор моста…

Виталий Трофименко родился и вырос в Ростовской области. Два года «срочки» водителем в ЗРП. Затем контрактная служба в роте материального обеспечения. А с 2015 года – в ремонтной роте.

– День за днём мы ведём восстановительные работы и не перестаём удивляться, как на таких «керогазах» ездили наши деды и прадеды. И не просто ездили, а воевали и побеждали врага. Истинно герои! Для меня и моих подчинённых эти работы имеют большое, нет, просто огромное воспитательное значение. Мы проникаемся глубоким уважением к нашему старшему поколению, великим предкам, которые создали такие машины, на которых они победили ненавистных фашистов. Нам есть с кого брать пример.