В пробках на дорогах Симферополя виноваты остановки?
В пробках на дорогах Симферополя виноваты остановки?
14 августа 2020 - 12:34
В пробках на дорогах Симферополя виноваты остановки? 14 августа 2020 - 12:34

Из многочисленных остановок общественного транспорта в Симферополе как минимум три вызывают недоумение своим расположением. Находятся они в центральных частях города, где дорожное движение особенно интенсивно.
Фото: Наталья Сомова

Ох уж эти кольца

Да, дорогой читатель, иногда можно и нужно пересаживать ответственных чиновников с собственного или персонального транспорта на общественный. Хотя бы для того, чтобы проблемы городского движения превращались из общественных в сугубо личные. Тогда намётанному глазу опаздывающего на очередное совещание специалиста не составит особого труда определить проблемные места в транспортной схеме города и подумать над их исправлением. Примерно с такими мыслями мы проехали в маршрутке по центральному проспекту имени Кирова.

В своё время архитекторы постарались, чтобы главная сквозная транспортная артерия города имела максимальную доступность из разных частей столицы Крыма. Не случайно в начале и конце проспекта предусмотрены развязки в виде колец, а ещё одно – почти посередине. Это площади имени Аметхана Султана и Куйбышева, а также площадь Советская. Обустройство остановок общественного транспорта сразу за съездами с колец как-то не вызывало ни у кого вопросов и сомнений в те недалёкие времена. Пассажирам удобно, автомобилей немного, что такое пробки ещё никто не знал. Но что же мы видим теперь? При въезде на Кирова с площади Аметхана Султана вереница маршруток занимает весь поворот. Кто понаглее маневрируют по встречке, чтобы протиснуться к бордюру. Остальные сигналят, требуя быстрее освободить им место. Троллейбусы, чья остановка ещё перед поворотом, вынужденно простаивают в ожидании возможности повернуть. Хорошо хоть полоса здесь выделена только для общественного транспорта. За площадью Советской картина не лучше, плюс добавляется ряд для легковых авто. Но главный затор ждёт водителей на съезде с площади Куйбышева на проспект Победы. Остановка здесь одна для всех видов транспорта. Два троллейбуса вошли – остальные ждут на «улице», то бишь на кольце, перекрывая движение с Кирова и Киевской. Вот и пробка до обеда. А между тем решение проблемы видно невооружённым глазом. Что мешает здесь отодвинуть остановку от кольца и удлинить заездной карман? На съезде с площади Аметхана Султана ситуация аналогичная. Но придётся пожертвовать частью тротуара, тем более он достаточно широк. Такой пример уже есть на улице Гагарина возле гостиницы «Артек», где оборудовали парковочные врезки в пешеходную зону. За площадью Советской на Кирова действительно всё сложнее. Здесь проезжая часть узкая, как горлышко кувшина. Но вопрос назрел и сам собой не рассосётся. Неужели светлые архитектурные головы ничего не могут предложить?

Фото: Наталья Сомова

Кто последний на остановку?

Совсем недавно власти Симферополя совершили беспрецедентный по своей решимости шаг: убрали остановку «Дворец пионеров» перед кольцом на проспекте Кирова. Слово «решимость» мы употребили неслучайно. Чиновники очень не любят вызывать на себя недовольство со стороны жителей. Сразу жди всплеска активности в народной «говорилке» – соцсетях. Раздадут по самое не хочу и правым, и виноватым. А потом отписывайся начальству и заявителям, объясняй свои решения, тем более что по новым правилам это нужно делать в течение девяти часов. Да ещё успеть дозвониться до жалобщика, который зачастую просто выплеснул свои эмоции в Интернет и не жаждет ответа. Такие времена. Однако вернёмся к основной теме. После переноса остановки «Дворец пионеров» мониторинг трафика, проведённый управлением транспорта администрации Симферополя, показал, что интенсивность движения и пропускная способность на этом участке возросла, а пробок стало меньше. Жители благополучно успокоились и уже привычно идут к подземному переходу. Но хвост-то автобусно-троллейбусный на кольце остался! И тут обнаружилась ещё одна его причина.

По ГОСТам и нормативам остановочный комплекс должен быть оборудован заездным карманом, знаком и разметкой в соответствии с ПДД и иметь длину не менее 30 метров. В условиях «возрастного» города с узкими улицами, а в Крыму, да и в России в целом, почти все города такие, такие требования мало выполнимы. Но даже при наличии соответствующих остановок вы всё равно получите проблему из ничего. И это уже стало визитной карточкой общественного транспорта Симферополя. Картина, что называется, маслом: короткий ПАЗик, «Богдан» (жёлтый автобусик) или длинномер ЛиАЗ подъезжает к началу остановки, а оно легко определяется по треугольной разметке на асфальте, и замирает как вкопанный. Впереди пусто, позади скапливается «состав» из таких же автобусов. Все сигналят, моргают фарами, держат пассажиров в душных салонах – реакции ноль. Едва «голова состава» отъехала, его место занимает другой. Скажите на милость, это что? Бескультурье, месть за простой, погоня за рублём, конкурентный метод работы? Ну пусть не 30 метров, но 20 же есть впереди. Ещё два ЛиАЗа или три ПАЗика спокойно разместятся… У кого из водителей нервы на пределе – высаживают пассажиров возле ограждений. Другие маневрируют, на полкорпуса выезжая на встречку. ГИБДД, Ространснадзор, контролёры из мэрии, вы где? Набираемся решимости, при этом не собираясь никуда ехать, заходим в белый микроавтобус «мерседес» десятого маршрута и просто задаём вопрос водителю обо всём этом. Потом в ЛиАЗ шестого маршрута. Затем… Нет, дорогой читатель, не будем вас томить услышанным ответом. Одинаковым от каждого шофёра: «Я так привык!» Всё, приехали. Какие там правила дорожного движения, ГОСТы и нормативы? Они с перевозчиками «живут» отдельно друг от друга, в параллельных мирах. Вот только нам, пассажирам, как быть?

 

АСОП нам поможет

И всё же, несмотря на такую параллельность, хвосты на кольцах, ГОСТы и возраст города, давайте разберёмся. А что можно и нужно сделать для устранения этих проблем? Администрация города о них знает? Или, как я писал в самом начале, нужно прокатить наших чиновников в общественном транспорте? Оказалось, начальник управления транспорта и связи администрации Симферополя Анастасия Волкова в курсе происходящего и согласилась дать пояснения.

«Ещё в 2017 году нами были заказаны работы по изменению и оптимизации транспортной маршрутной сети городской агломерации, в связи с открытием нового аэропорта и закрытием старого, масштабным строительством и даже точечной застройкой, – с исторического экскурса начала Анастасия Волкова. – Фирма, выигравшая конкурс, представила результаты, которые иначе как безграмотными не назовёшь. По одному варианту из 56 маршрутов предлагалось оставить 23, а по второму вообще без изменений. Департамент городского хозяйства и Минтранс признали их неудовлетворительными, и город теперь своими силами проводит оптимизацию. За три года мы пришли от 56 автобусных маршрутов к 43, причём 15 из них – это муниципальные. И плюс 11 троллейбусных. В приоритете у нас, конечно, муниципалы, поскольку они имеют возможность в лизинг приобретать новые длинные, комфортабельные, с кондиционерами ЛиАЗы, что очень важно для Крыма. Что касается остановок на поворотах за кольцами – да, есть такая проблема. Одну у Дворца пионеров мы уже перенесли. Сейчас на очереди остановка «Проспект» на проспекте Победы, о которой вы говорили. Её будем отодвигать от площади Куйбышева и удлинять. Там мешает хаотичная парковка, но я думаю, комиссия по безопасности дорожного движения с этим справится. Ближайшее заседание состоится на следующей неделе. Затем департаменту городского хозяйства поручим внести корректировки в разметку, указатели, остановочные знаки. Процесс пойдёт. Насколько применим опыт улицы Гагарина с уменьшением тротуарной части в начале проспекта Кирова под расширение остановки – здесь надо просчитать. А по участку от Советской до Куйбышева решения пока не видим. Там всё очень узко.

Вообще, оптимизацию транспортных потоков в Симферополе мы связываем со строительством и сдачей объездных дорог. Надеемся, что они значительно разгрузят городской трафик. Рассматриваем в перспективе и московский вариант – въезд в крымскую столицу фур только в ночное время. Но для грузовозов сначала нужно построить отстойники, логистические центры, парковки. Рекомендация такая есть от Совмина республики. Это стратегические планы. С организаторами маршрутных перевозок мы находимся в постоянном контакте, буквально на днях с ними встречались по новым конкурсам. Этот бизнес сегодня после карантина лежит на боку. Сейчас статистика печальная: на один автобус должно быть три водителя, а их нет. За время ограничений перевозки сократились. Половина водителей, которых и так не хватало, уволилась. Ушли зарабатывать в другие сферы. Но это нисколько не оправдывает тех, кто нарушает правила остановок. Уверена, что весь негатив закончится, как только в полной мере заработает АСОП – автоматизированная система оплаты проезда. Там же всё под полным контролем: и камеры, и датчики, и моментальная передача информации диспетчеру. Водитель уже не сам себе хозяин по принципу «что хочу, то и ворочу». Кроме того, должен уйти его прямой контакт с пассажиром, а значит, будет меньше конфликтов и эмоциональных стрессов. Функция останется одна – безопасно водить автобус, соблюдать высадку и посадку. АСОП должна стать отличным средством для перехода обслуживания пассажиров на современный уровень. И перевозчики уже понимают, что в этих условиях выживет достойный, тот, кто хочет и умеет работать».

Андрей ПЕЛЬТ.