В музей – в маске и с аквалангом
В музей – в маске и с аквалангом
13 мая 2015 - 14:00
В музей – в маске и с аквалангом 13 мая 2015 - 14:00
Сергей Максимов

В акватории у мыса Большой Атлеш на глубине 25-30 метров создаётся музейный комплекс Черноморского центра подводных исследований.

Глубины памяти

По предварительным данным, под толщей вод Чёрного моря вдоль берегов Крымского полуострова скрыто более 2,5 тысячи памятников историко-культурного наследия. На дне в том числе лежат сотни единиц советской и немецкой техники времён Великой Отечественной войны.

– Памятники разрушаются под действием техногенно-антропологических факторов, – говорит Виктор Вахонеев, зам. директора по научной работе Черноморского центра подвод­ных исследований – единственного в России профильного учреждения подобного рода. Головной офис центра находится в Симферополе, а филиалы – в Ялте, Феодосии и посёлке Черноморском, в нескольких километрах от которого расположена Оленёвка, а вблизи её – чудо из скалистых гротов и подводных пещер Большой Атлеш. Недаром в этих местах снимали «Человека-амфибию» и «Пираты ХХ века».

– Уничтожению предметов истории способствуют и траление побережья, и чёрные археологи, и время, – продолжает Вахонеев. – Поэтому родилась идея археологического парка под водой при Тарханкутском филиале Черноморского центра подводных исследований. На глубинах от 25 до 30 метров мы концентрируем крупногабаритные предметы – пушки, самолёты, самоходные орудия, затонувшие в черноморской акватории. Место выбрано не случайно – Оленёвка и Атлеш притягательны для людей, увлечённых дайвингом. И археологи со всего мира всегда будут иметь доступ к объектам в той среде, где они найдены. Почему мы опять их спускаем под воду? В военной технике много металла. Он коррозирует от соприкосновения с воздухом, а морская вода консервирует. Мы создаём охраняемую территорию, где будет около 15 крупногабаритных объектов. Все они ставятся на музейный учёт, а те, которые можно реставрировать, передаются в реставрационный центр подвод­ной археологии в Феодосии. После восстановления специалистами, прошедшими обучение в Эрмитаже, они станут экспонатами наземной части подводного музея на Тарханкуте.

В марте 1944-го…

…Над головой проплывает каменная арка грота Большого Атлеша. На моторной лодке мы отправляемся к плавучей платформе, на которую за полторы недели до Дня Победы экипаж морского буксира «Мирный» поднял со дна моря штурмовик Ил-2. Куратор проекта необычного музея от правительства республики, зам. Председателя Совета министров РК Лариса Опанасюк, рассказывает, что в качестве экспонатов под водой уже находятся якоря затонувшего катера, немецкая самоходка, пушка, а вслед за остатками самолёта, который сегодня пополнит фонды комплекса памяти, под воду уйдёт рубка подводной лодки, обнаруженная ранее. 

Ил-2 обнаружили в 2013 году в 15 км от берега в районе пос. Черноморское на глубине 28 метров. Самолёт со дна в апреле 2015 года подняла экспедиция под началом Михаила Шевчука. На святое дело не потратили ни копейки бюджетных денег. Все работы проведены за счет местных энтузиастов – предпринимателя Павла Малахова, депутата Оленёвского сельсовета Юрия Самилыка и при поддержке «Черноморнефтегаза».

Самолёт, скорее всего, был сбит в марте 1944 года, когда развернулись бои за освобождение Крыма. Историки предполагают, что Ил-2 летел на задание из района Скадовска. Там, на материке, базировалась достаточно крупная авиагруппа. На самолёте обнаружены повреждения снизу от снарядов зенитных установок. Скорее всего, штурмовик попал под обстрел береговой артиллерии или орудий ПВО с немецкого судна. Экипаж, а он состоял из пилота и стрелка-радиста, по всей видимости, успел катапультироваться.

…И в мае 2015-го

– Но вряд ли выжил в холодной мартовской воде, – вздыхает Михаил Шевчук. – Ил-2 называли в годы войны «летающей крепостью». Машина оснащалась двумя пушками и тремя пулемётами. Когда мы подняли самолёт, то увидели, что его боекомплект почти нерасстрелян. Штурмовик жил героически, участвовал в боях. На крыльях есть заплаты из дюрали на пробоинах. Начиная подъём, нужно было освободить рубку от слоя ила, а самолёт лежал на дне кверху шасси, оброс мидиями и ракушками. Он распался на две части. Левое крыло лежало в 10-15 метров от фюзеляжа с винтом и другим крылом. Хвостовая часть не сохранилась. Да и не могла сохраниться, так как она изготавливалась из многослойной фанеры. С боекомплектом самолёт весит 6 тонн. Мы не рискнули переворачивать его под водой, боялись, что из рубки выпадут ценные вещи. Лобовые стёкла кабины пилота очень тяжёлые, толщина их 7 см. Рубку закрыли, обвязали прочной тканью, чтобы ничего не выпало. Водолазы с «Мирного» сделали всё профессионально, и мы подняли штурмовик без потерь. 22-миллиметровые пушки, пулемёты, патроны к ним, пистолет-ракетница, бортовая панель, рация отправлены в реставрационный центр, всего порядка 30 предметов. Прибор бомбосбрасывателя на левом и правом бортах в хорошем состоянии. Уцелел даже кусочек карты Крыма с довоенными названиями сёл. На топливном баке написана фамилия мастера, который отвечал за его установку на заводе, – Чупринко. Читаются выбитые в металле номера на фюзеляже, крыльях, винтовых лопастях. Резина на шасси – Ярославского шинного завода.

Хранить вечно

…Ил-2 проводили на покой в подводный музей памяти торжественно – Минутой молчания и троекратным оружейным салютом. По волнам Чёрного моря поплыли траурный венок и красные гвоздики, а луч солнца, прорвавшийся через хмурую пелену облаков свинцового цвета, высветил крест на позолоченном куполе храма, что высится с недавних пор на скалистом берегу мыса Большой Атлеш. 

Научные сотрудники Цент­ра подводных исследований уверены, что по номерам можно детально идентифицировать самолёт, а потом установить имена лётчиков и их дальнейшую судьбу. Предстоит кропотливая и долгая работа в архивах Министерства обороны РФ. Возможно, герои остались живы… 

Погружение в воды Черного моря штурмовика Ил-2, сбитого в боях за освобождение Крыма (фоторепортаж)

Фото автора.