В Крыму готовятся к подъёму истребителя «Киттихаук» времён ВОВ
В Крыму готовятся к подъёму истребителя «Киттихаук» времён ВОВ
19 января 2017 - 16:55
В Крыму готовятся к подъёму истребителя «Киттихаук» времён ВОВ 19 января 2017 - 16:55
Мария Устинова

 

Специалисты планируют весной поднять обнаруженный в районе Керчи истребитель «Киттихаук» времён Второй мировой войны. Археологи предполагают, что в кабине находятся останки пилота. Об этом «Крымской газете» рассказал историк, редактор военно-исторического журнала «Military Крым» Сергей Ченнык.
Фото: Facebook / Сергей Ченнык

По его словам, точно установлен пилот истребителя — младший лейтенант Владимир Иванович Авдеенко 1921 года рождения, уроженец города Ковров Ивановской области (сейчас входит во Владимирскую область). Согласно документам, Владимир Авдеенко не вернулся с боевого задания из района Керч 29 ноября 1943 года. Официально числится пропавшим без вести.

Сейчас идёт активный поиск родственников пилота.

— Как только сезон откроется, ребята (археологи, — ред.) проверят его состояние. Если он эту зиму продержится, то мы планируем в конце апреля-начале мая сделать подъём самолёта, а к этому времени — найти по возможности потомков этого пилота, — сообщил Ченнык.

Исследуют самолёт не только крымские археологи, но и учёные с материковой России.

Сергей Ченнык рассказал, что точное место находки или любые детали, которые могут на него указать, пока держатся в строгом секрете, чтобы избежать нашествия мародёров и «чёрных археологов», как это было с «Аэрокоброй», которую поднимали в 2016 году.

— Самолёт нашли под Керчью в Тобечикском озере. Собрались туда с экспедицией, прибыли к месту, но за зиму самолёт обобрали. Он и так был на кусочки разбит. Было просто обидно: в некоторых местах было видно, как брали деталь медную и латунную, а остальное бросали назад, — посетовал историк.

справка

«Киттихаук» (Curtiss P-40) — основной сухопутный истребитель США в первые годы Второй Мировой войны. Активно поставлялся в Великобританию и СССР. P-40, по мнению советских пилотов, превосходил отечественные истребители начала войны, но уступал более поздним машинам Яковлева и Лавочкина. С немецкими истребителями до 1943 года «Киттихаук» мог драться на равных.

По дальности полета «Киттихаук» превосходил почти все советские истребители, что сделало его популярным самолетом в морской авиации, где он использовался не только как истребитель, но и как ударный самолет. Кроме того, P-40, благодаря мощному бронированию и исключительно прочной конструкции, был одним из наиболее живучих истребителей Второй Мировой войны.