Юморист с грустной улыбкой
Юморист с грустной улыбкой
25 марта 2015 - 19:02
Юморист с грустной улыбкой 25 марта 2015 - 19:02
Анна Зимина

Cегодня страна прощается с известным писателем, создателем знаменитого ялтинского фестиваля и просто замечательным человеком

У шёл из жизни Аркадий Арканов. Веха в истории отечественного искусства. Сатирик с грустным лицом. Писатель, сценарист, поэт, драматург, автор текстов к шлягерам, телеведущий. 

Создатель уникального фестиваля

Он был большим поклонником Крыма. Отдыхал в Ялте – в юности дикарём, потом в доме творчества «Актёр», останавливался в гостиницах «Южная», «Ялта», «Ореанда». Отдыхал с друзьями, с семьёй. И очень много работал. Многие десятки концертов – сольных и сборных, на крупнейших площадках и в санаториях, Домах культуры, клубах. Он был одним из создателей и неизменным участником уникального фестиваля юмора и эстрады «Москва-Ялта-Транзит». 

Фестиваль с ялтинской пропиской родился в 2004 году и проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Отбоя от желающих попробовать свои силы на сцене не было за все эти годы ни разу. Ежегодно на отборочных турах жюри прослушивает около 50 тысяч претендентов. 

Изюминкой фестиваля стала Аллея юмора в Ялте, возле киноконцертного зала «Юбилейный». Она так же необычна, как и сам фестиваль. Такой аллеи знаменитостей в мире нет – ни в Голливуде, ни в Каннах. Есть памятники писателям, актерам, литературным и киношным героям. Только в Ялте личность отлита в бронзе в виде символа, который узнает каждый: «Портфель Жванецкого», «Жилетка  Арканова», «Трубка Ширвиндта», «Микрофон Кобзона», «Шляпка Клары Новиковой». 

Жилетка дешевле фрака, но дороже бабочки

Аркановская жилетка появилась в Ялте во время второго фестиваля, в 2005 году. Она воздвигнута на диоритовом постаменте, да еще и верхом на внушительном томе произведений Арканова. 

По поводу этой части своего туалета Аркадий Михайлович отреагировал так:

– А почему, скажем, не смокинг? Конечно, жилетка дешевле смокинга. Видимо, решили сэкономить на рукавах. А я, между прочим, даже дома хожу в костюме – это дисциплинирует.

Участвовавший в этой же пресс-конференции сопрезидент фестиваля «кролик» Владимир Моисеенко поддержал шутку:

– А ведь могла быть только бабочка. Жилетка, конечно, дешевле фрака, но зато значительно дороже бабочки!

После установки жилетка… исчезла. Вслед за портфелем Жванецкого. Поползли слухи, напрягли милицию. А все оказалось просто. Портфель был плохо закреплен и упал, его спрятали подальше от любителей цветного металла. Проверили все скульптуры – в наиболее плачевном состоянии оказалась жилетка Арканова. Народ полюбил фотографироваться с этими изваяниями, взбираясь на них верхом. Комбинат благоустройства провёл работы по укреплению конструкций. 

А в Ялте появилась традиция: потрёшь ручку портфеля – к деньгам. Поплачешься в жилетку Арканова — пройдут печали. Если поведать желание микрофону Кобзона – оно сбудется. А про шляпку Клары ещё не определились: то ли в зеркало смотреться, то ли под шляпку голову сунуть…

Последний «Транзит»

Последний раз Аркадий Арканов был в Крыму в прошлом июле. Как всегда, возглавлял жюри конкурса «Москва-Ялта-Транзит». Уже до этого была проведена огромная работа – члены жюри ездили по регионам России, прослушали тысячи номинантов. Отобрали 60 человек и привезли в Крым. Здесь снова прослушивание. Огромная работа, по десять часов в день. Арканов был бодр, активен, внимателен. Мне и в голову не приходило, что ему больше 80 лет! Да ещё и серьёзно болен…

Мы с ним много общались, не всё вошло в газетные материалы. Теперь, когда он ушёл из жизни, по-особому звучат его слова. 

– В чём особенность фестиваля?

– Мы возрождаем так называемые сборные концерты. Показываем, что эстрада – это серьёзное, объёмное, разнообразное искусство. Потому учреждены несколько номинаций: разговорный, вокальный, музыкальный и оригинальный жанры, цирковое и хореографическое искусство. И всё это разнообразие надо показывать народу. Я не против ни «Камеди клабов», ни КВНов, ни «Кривого зеркала». Но дайте людям увидеть другой юмор! Это как с «Макдональдсом». Если вокруг лишь фаст-фуд, мы и будем это есть – кушать-то надо! И вот мы переключаем телеканалы – и видим одно и то же. Едим, что дают.

– На какие темы вы не стали бы шутить? 

– Запретных тем для меня не существует. Шутить можно на любые темы. Но шутка должна быть шуткой! Тактичной, без цинизма. Нельзя опускать юмор «ниже пояса». Сейчас юмор находится в сильной зависимости от рынка. Многие предпочитают убогий, слишком чёрный юмор. Такое в музыке называют простым словом – «попса». Отечественный юмор становится таким же бессмысленным, как в США… Надеюсь, что это временное явление. Но вписываться во всё это не хочу.

 – Отличается ли юмор в столице и в регионах?

– Отборочные туры мы проводим по регионам. Сейчас работали в Москве, Белгороде, Волгограде, Тюмени, белорусском Гродно. И видим, что у людей огромная тяга к настоящему искусству. Чем дальше от мегаполисов, тем выше тяга людей к настоящей культуре и к настоящему искусству (что на сегодняшний день во многом утрачено). Как ни удивительно, но в регионах уровень выше, чем в Москве. 

– За участие в конкурсах обычно платят деньги – так называемые взносы. Сколько стоит участие в «Транзите»?

 – Нисколько. Уникальность нашего фестиваля и в том, что участники не платят, как это практикуется везде. Например, на «Новую волну» не попадешь без больших денег. А если их нет? Даже суперталант останется вне конкурса. Мы работаем бесплатно, фестиваль существует благодаря спонсорам. 

– А чем можно подкупить жюри?

– Никакие просьбы, слезы, подкупы на нас не действуют. Решение чистое. Хотя между собой горячимся, ругаемся. Потому что знаем: завтра это увидят зрители, надо, чтобы им понравилось! Это главный критерий.

– Вот конкурс завершился, победители выступили на гала-концерте в «Юбилейном». Как вы его оцениваете?

– Я в восторге от того, что увидел! Готов подписаться под любым номером, что он достоин существовать на эстраде и стать известным для всех. Каждый представленный на финальном представлении номер можно показать по самым лучшим телевизионным каналам, и каждый достоин самой лучшей награды. Но соревнование есть соревнование, а все дороги искусства параллельные. Тот, кто не удостоился сегодня первого места, имеет возможность по этим параллельным дорогам догнать и обогнать лидеров, не боясь споткнуться. Этого я желаю всем!

 

Мгновения крымской жизни

Как Арканова с Аксёновым забрали в милицию

Аркадий Михайлович Арканов на полном серьёзе рассказал об одном из своих ялтинских приключений. Было это в 1970-х годах, когда он отдыхал в доме творчества «Актёр». Кутили в одном из ресторанов с Василием Аксёновым (потрясающий писатель, автор знакового и пророческого романа «Остров Крым», который он написал позже этих событий, в 1979 году). Поднабрались крымского вина и громко острили по поводу тогдашнего министра торговли Украины. А при выходе их встретили милиционеры. Взяли под белы рученьки, посадили в «воронок» и отвезли в участок, который тогда располагался на улице Морской. 

Арканов к тому времени уже был известным автором, печатался в «Юности», в «Литературке», в сборниках юмористических рассказов. И даже был членом Союза писателей СССР – в те времена всё равно, что корочка нынешнего народного избранника. Но документов с собой не имел. У Аксёнова документы были. Он многословно распространялся, какую величину задержали, какой скандал может подняться. 

Дежурному все надоело, и он отпустил… Арканова: «Идите отсюда, и чтобы больше духу вашего здесь не было!» 

А Аксёнова оставили в милиции. Ему грозило 15 суток. В те времена обычно «пятнадцатисуточники» подметали город. Директор дома творчества выручил. Убедил, что о таком инциденте напишет местная «Курортная газета». Некрасиво!

Драгоценные капли «Массандры»

В Ялте Арканов любил прогуливаться по набережной. Народ его узнавал, люди подходили, но не по-хамски. Во время второго фестиваля в 2005 году я была свидетелем интересной встречи. К Аркадию Михайловичу подошел мужчина и протянул красивую коробку с массандровской старой мадерой. 

Арканов разулыбался и пригласил мужчину в ближайшее кафе на набережной:

– Надо же продегустировать эту красоту!

Официанты принесли бокалы – не хватило, все хотели чокнуться с Аркановым. Принесли ещё целый поднос бокалов. В итоге разделили эту бутылку человек на двадцать.

А Арканов произнес:

– Зато как драгоценны эти капли!

Фото автора.