Туристический прорыв
Туристический прорыв
04 сентября 2015 - 16:00
Туристический прорыв 04 сентября 2015 - 16:00
София Чёрная

 

Вхождение полуострова в состав России вывело Крым курортный на новый уровень 
Подводя первые итоги лета, с уверенностью можно сказать, что курортный сезон в Крыму состоялся. И это, по-сути, только начало процесса развития туротрасли в новых реалиях. Об этом шла речь и на заседании президиума Госсовета России, которое провёл в середине августа в Крыму Владимир Путин. Полуостров для работы в этом направлении был выбран очень кстати. События весны 2014 года не только вывели на новый уровень Крым туристический, но и внесли существенные коррективы в структуру российской туриндустрии в целом.
Туристско-рекреационные кластеры, включённые в ФЦП «Развитие внутреннего
и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)»

Переориентация 

Как отмечают авторы доклада «О развитии туризма в Российской Федерации», до недавнего времени туризм у большинства россиян ассоциировался по большей части с отдыхом за рубежом. Ситуация изменилась совсем недавно – к концу 2014 – началу 2015 года. На 40% уменьшился спрос на выездной организованный туризм, и значительно увеличился внутренний турпоток, достигнув в прошлом году отметки 41,5 млн поездок. При этом количество международных прибытий выросло на 16%.

По мнению экспертов, это обусловлено сразу несколькими факторами. В первую очередь вхождением республики и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации, а также XXII Олимпийскими зимними играми в Сочи в 2014 году и Всемирной летней Универсиадой в Казани в 2013 году, прошедшими с большим успехом и вызвавшими небывалый рост интереса к родной стране.

Кроме того, стимулом роста внутреннего туризма стало совершенствование инфраструктуры благодаря реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

В рамках программы с 2011 года по настоящее время реализуются 35 инвестиционных проектов в 25 регионах России. В 2014 году в неё был включён и Крымский федеральный округ.

Основные направления развития туризма в РФ:

— совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы, 

 совершенствование визовой, налоговой, тарифной и таможенной политики, 

 формирование современной системы статистики, 

 повышение уровня сервиса. Сертификация, стандартизация, классификация объектов туриндустрии, 

 улучшение кадрового обеспечения, 

 создание благоприятного инвестиционного климата, 

 поддержка малого и среднего бизнеса, 

 продвижение российского туристского продукта.

По всем фронтам 

Большую роль в популяризации крымских курортов начиная с 2014 года сыграла единая маркетинговая политика по продвижению региона, вылившаяся в целый комплекс мероприятий по содействию скорейшей интеграции Крыма в туристское пространство Российской Федерации. В их числе круглые столы по вопросам развития туристичес­кой отрасли Крыма, обучающие семинары, информационные и пресс-туры. Только баннеры и информационные материалы были размещены на улицах сотен российских городов, на сайтах туристичес­ких компаний и туристическо-информационных центров, в СМИ. В итоге туристичес­кий сезон уже 2014 года в Крыму признан успешным: здесь отдохнуло более 4,1 млн туристов, 80% из которых – граждане Российской Федерации из более чем 34 регионов России. А с начала текущего года турпоток в Крым составил 3,2 млн отдыхающих, что на 900 тыс. больше прошлогодних показателей.

К делу 

Сегодня от популяризации российские чиновники переходят к конкретным шагам по развитию и усовершенствованию туристической составляющей полуострова и страны в целом.

В частности, как сообщил во время видеомоста с крымскими журналистами председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Юрий Рязанский, сразу после ялтинского заседания комитет по социальной политике отправил на рассмотрение в Госдуму РФ законопроект, направленный на развитие внутреннего туризма. Главная цель законопроекта – мотивировать россиян путешествовать по своей стране. В принципе, крымчанам грех жаловаться на количество туристов в летнее время года. Но вместе с закрытием пляжного сезона Крым опустеет, а доходы предприятий и частных предпринимателей, ориентированных на приезжих отпускников, приблизятся к нулю.

Приоритетные виды туризма в России:

— культурно-познавательный 

 детский 

 водный 

 сельский 

 социальный 

 религиозный 

Поэтому для Крыма, как и всех прочих регионов, закон о льготных турах в межсезонье станет весомым подспорьем.

По утверждению Валерия Рязанского, идея социализации внутреннего туризма не нова. Впервые об этом заговорили в девяностые годы прошлого века. Если в советское время организацией отдыха трудящихся занимались профсоюзы, распределяя путёвки, то в условиях рыночной экономики люди смотрят на свои доходы и предлагаемые туры – и зачастую, что естественно, выбирают лучший сервис за меньшие деньги, увозя их за границу.

Теперь, когда государство проявляет заинтересованность в развитии внутреннего туризма, настал звёздный час для тех, у кого давно назрели идеи, как помочь людям с невысокими доходами узнать получше свою страну, поправить здоровье в санатории или посмотреть недоступные прежде из-за стоимости проезда и других сопутствующих расходов достопримечательности.

Недавно уже был принят закон, по которому работодатель сможет учитывать в составе расходов на заработную плату затраты на услуги туроператоров для отдыха своих сотрудников и их семей, а также получит право включать в стоимость своего продукта или услуги расходы на путёвки.

Сейчас авторы этой идеи предлагают использовать механизм налогового вычета. Он позволит отдыхающему получить обратно 13% уплаченного подоходного налога, но не более 6500 рублей.

Статистика

В 2014 году в мире было совершено 1 138 млн международных туристских поездок. В целом на туризм приходится 29% мирового экспорта услуг и 6% общего экспорта товаров. Доходы от отрасли по сравнению с затратами на неё в ряде стран выше в 6-7 раз. Кроме того, она является самой эффективной с точки зрения занятости: каждый 11‑й работающий человек на планете так или иначе связан со сферой туризма.

Здесь требуется согласие всех регионов страны – поскольку более интересные в настоящее время для туристов территории получат больше прибыли, а те, у кого нет развитой туриндустрии, понесут больше потерь. С другой стороны, принятие этого закона должно мотивировать менее приспособленные для массового приезда отдыхающих субъекты Российской Федерации развивать соответствующую инфраструктуру – поскольку на самом деле в любом уголке нашей огромной страны есть что посмотреть, чем себя полечить или просто развлечь.

Альтернативный транспорт 

После крымского референдума большинство россиян заинтересовалось отдыхом на полуострове, но в данном случае желание зачастую не совпадает с возможностями. Виной тому прежде всего очень высокие транспортные расходы. И хотя, например, крымские здравницы с октября значительно снижают стоимость своих услуг, авиаперевозчики эту инициативу не перенимают.

По мнению главы комитета Торгово‑промышленной палаты России по предпринимательству в сфере туризма Юрия Барзыкина, не только необходимо, но и выгодно сейчас находить альтернативные способы доставки отдыхающих на полуостров, организовать каботажное плавание, круизные маршруты, интегрироваться в транспортную систему Краснодарского края. И, конечно же, строить скоростную дорогу в Крым с материковой части России. Пусть это весьма дорогостоящий, но действительно социально значимый проект, который к тому же окупится сторицей.

Вместе с тем авторы законопроекта рекомендуют самим крымчанам не надеяться только на помощь государства, но и самим делать всё, что гарантированно повысит их доходы. Ещё не готов единый реестр крымских объектов размещения? Пусть отельеры, у которых нет личных сайтов, размещают рекламу в Интернете везде, где есть такая возможность. А частникам, которые из поколения в поколение сдают времянки и комнаты приезжим, чиновники советуют зарегистрироваться в качестве частных предпринимателей, чтобы платить налоги в пенсионный фонд и иметь надёжную защиту.

Пока главным препятствием на пути продвижения законопроекта о налоговых вычетах служат достаточно высокие затраты на его реализацию, которых опасаются финансовые аналитики. Однако Рязанский с коллегами подсчитали, что затраты государства на льготный отдых россиян окупятся более чем вдвое. Сегодня 64% жителей страны вообще никуда не ездят – элементарно не хватает денег. Из-за этого страдают и собственно те, кто зарабатывают на туристах – от авиакомпаний до рестораторов. В случае принятия закона о льготном отдыхе поставщики услуг будут процветать не только в сезон, а многие люди, которые сегодня лишь мечтают о том, чтобы, например, полечиться в крымском санатории, наконец смогут это сделать.