Труды и дни монастыря Ай-Тодор
Труды и дни монастыря Ай-Тодор
25 января 2021 - 12:25 Фото автора
Труды и дни монастыря Ай-Тодор 25 января 2021 - 12:25
Кирилл Белозеров

Пещерный монастырь святого Феодора в Бахчисарайском районе в полной мере сохранил колорит жизни средневекового Крыма.

ИМЕНИ СВЯТОГО ФЕОДОРА

С окраины села Малое Садовое открывается величественный вид на три скальных мыса. Средний массив, в толще которого высечены постройки обители, называется Ай-Тодор, в переводе с греческого – святой Феодор. Подвижник веры был весьма почитаем в древней Таврике. Однако в христианстве известны три святых с одинаковым именем Феодор: Стратилат, Тирон и Студит. Первые два в земной жизни имели прямое отношение к военной службе. Очевидно, на Стратилата (это греческое слово значит «военачальник») возлагались особые надежды по небесной защите православного княжества Феодоро, на границе которого устроили монастырь.

Он невелик, но очень гармоничен. Архитектурный ансамбль состоит из двух десятков вырубленных в скале помещений. Большинство сохранилось настолько хорошо, что позволяет вполне достоверно реконструировать их назначение.

Например, в одной из крипт, изучая расположение подрубок и выемок, можно представить интерьер аскетического жилища: кровать в виде деревянного настила с пологом, сохраняющим тепло, столик, над ним полочка для книг, рядом шкаф для одежды. Обращает на себя внимание тщательная отделка и наличие очага в одной из келий. Вполне возможно, здесь жил игумен – глава братии. Расположенные выше других рукотворные пещеры служили кухней, о чём свидетельствует въевшаяся в стены копоть. Рядом находилась довольно просторная трапезная.

Сейчас вырубленные в скале постройки не связаны друг с другом. Однако в прежние времена их соединяли пристроенные снаружи деревянные сооружения: лестницы, стенки, мостики. Они пересекались друг с другом, и такая характерная деталь стала именем, которое дали урочищу крымские татары – Челтер-коба. Очень образное название! «Коба» переводится как грот, пещера. А «челтер» – это традиционный ковёр, имеющий характерный геометрический узор.

Действительно, издалека, с противоположной стороны балки, облик строения имел сходство с ковром, где деревянные конструкции напоминали ячейки между каменными нитями пряжи.

Когда и кем была основана пустынь? Мнения историков расходятся. Ай-Тодор мог появиться в VIII-IX веках стараниями монахов, вынужденных бежать в Таврику из Византии по время гонений на почитателей икон. Другая версия связывает появление духовного центра с расцветом православного княжества Феодоро в XIV столетии. В пользу такой датировки говорит цельность построек: видно, что их ни разу не перестраивали, поскольку просуществовали они недолго. Жизнь угасла тут во время турецкого нашествия в 1475 году.

Фото автора

МОЛИТВА И ТРУД РОЖДАЮТ ЧУДО

Простая, казалось бы, формула монастырской жизни здесь, в горной глуши, находит удивительные воплощения.

Поистине, чудом для первых обитателей этих мест стал выточенный дождями и ветрами в прочном известняке огромный грот. Он чётко ориентирован с запада на восток. В природной пещере была обустроена церковь. Она долгое время пребывала в запустении. Несколько лет назад скит возродили к жизни. Плывёт по долине благостный звон…

Нынешняя братия аккуратно, сохраняя древнее наследие, благоустроила храм. Теперь тут звучит молитва. На иконе Пресвятой Богородицы, списке чудотворного афонского образа «Скоропослушница», я увидел нитку жемчуга: пожертвование в благодарность за «услышание скорое» и помощь.

Ещё одним чудом стал источник. Он не иссякает в самое засушливое время. О целительных свойствах воды люди знали очень давно. Жительницы окрестных селений на протяжении столетий хранили убеждение, что Ай-Тодор помогает при трудных родах.

Народная традиция прочно укоренилась в православии: о даровании детей молятся перед образом Богородицы «Феодоровская». Своё название икона получила в честь Феодора Стратилата. Летопись XIII века сообщает о явлении жителям Костромы святого воина с этой иконой.

Силами монахов и мирян источник святого Феодора облагорожен. Круглый год народ приезжает сюда за благодатью. Неспешно преодолевая крутой подъём, паломники набирают живительную влагу. Желающие могут окунуться в целебную воду в специально построенной купели.

«ВИНО ВЕСЕЛИТ ЖИЗНЬ…»

Если пройти от родника немного дальше, можно ознакомиться с интересными природными и археологическими памятниками.

Первой на пути встретится небольшая тисовая рощица. Тис резко выделяется тёмно-зелёной хвоей на фоне облетевших деревьев. Какая-то тревога сквозит в его облике. Это объяснимо: тисы – живые свидетели ледниковой эпохи. Они неуютно чувствуют себя в современном климате, да и люди добавляют проблем, норовя сорвать веточку. Не следует даже прикасаться к тису, он ядовит. Лучше полюбуйтесь патриархом, который помнит события почти тысячелетней давности, пожелайте ему спокойного отдыха и двигайтесь дальше, к противоположной стороне балки. Там 700 лет назад располагалась большая винодельня.

Яркими памятниками средневекового виноделия являются высеченные в камне давильни для винограда – тарапаны. Они хорошо сохранились и позволяют представить процесс изготовления благородного напитка. Конструкция тарапана довольно проста. Виноград раскладывали на ровной площадке с бортиками. В задней стенке площадки выбито круглое отверстие. Туда вставлялась пятка деревянного рычага, с помощью которого каменный пресс аккуратно опускался на ягоды. Сок стекал через отверстие в небольшую, но довольно глубокую ёмкость. Затем сусло вычёрпывали и разливали в пифосы, где происходил процесс брожения. Судя по количеству давилен, производство было мощным. Очевидно, продукцию выгодно продавали, обеспечивая таким образом материальную независимость общины.