Трамвайная эпопея в сто лет и один год
Трамвайная эпопея в сто лет и один год
24 мая 2015 - 21:20
Трамвайная эпопея в сто лет и один год 24 мая 2015 - 21:20
Ирина Гуливатая

 

Евпаторийский трамвай пережил революцию, две войны, но остался в строю 

Сегодня Евпатория – единственный город в Крыму, где до сих пор сохранился такой вид транспорта, как трамвай. А первые трамваи появились в Евпатории 101 год назад: 21 мая 1914 года состоялась церемония открытия трамвайного депо, а 23 мая вагоны вышли на линию.

Новинка для публики 

Первый трамвайный маршрут возил отдыхающих летом от городского театра до грязелечебницы на озере Мойнаки. Собственно, ради целебных грязей озера (и возможности добраться к ним) и затевалась евпаторийская трамвайная эпопея. Грязелечебница «Мойнаки» открылась в 1887 году, став первым курортным заведением Евпатории. И в этом же году в городской думе впервые был поставлен на рассмотрение вопрос об организации работы электрического трамвая. Вновь к этой теме вернулись в 1898 году: в постановлении городской думы отмечалось, что «устройство трамвая необходимо для Евпатории как курортного города, привлекающего на летний сезон довольно большое число приезжих, и в смысле экономии благосостояния города». На этот раз постановление приняли единогласно, был представлен проект строительства первой трамвайной линии, однако дальше дело не пошло. Всё упёрлось в деньги: для прокладки трамвайной линии и строительства депо нужно было 320 тысяч рублей, у казны таких денег не нашлось, поэтому организовали народные сборы. В итоге первым городом, где появился трамвай, стала не Евпатория, а Севастополь – там трамвайное движение открылось в 1898‑м. А курортная Евпатория смогла исполнить свою мечту только 16 лет спустя. В мае 1914‑го газета «Евпаторийские новости» писала: «Открыто для публики трамвайное движение. Вагоны шли большей частью переполненными. Публика, очевидно, интересуется трамваем как новинкой и в большинстве случаев просто катается».

Малиново‑жёлтые «вестингаузы» 

В 1914 году были открыты две линии: одна шла от городского театра к грязелечебнице «Мойнаки» (так называемый мойнакский маршрут), вторая от городского театра к нынешней улице Маяковского (дачный маршрут).

В октябре 1915 года были проложены трамвайные рельсы до железнодорожного вокзала – к приезду императора Николая II и открытию самого вокзала. Тогда же была построена ветка по нынешней ул. Революционной к Симферопольской улице. Первыми трамвайными вагонами стали двухосные моторные вагоны «Вестингауз электрик» – в то время в Москве существовало русское отделение этой известной американской фирмы. У вагонов было две кабины, и они двигались по принципу тяни-толкая. Окрашены вагоны были в малиновый и жёлтый цвета и, по отзывам современников, не блистали особым изяществом: их деревянные части (то есть лавки, на которых сидели пассажиры) хоть и были изготовлены из превосходного материала, но сделаны были подчас небрежно и грубо.

Во время Гражданской войны, с 1918 года, трамвайное движение в Евпатории остановилось. Трамвайные пути были полностью восстановлены силами горожан к июню 1923 года. В это время летом на двух главных маршрутах курсировали 12 вагонов, зимой – 8 вагонов. Новые вагоны – 5 открытых и 5 закрытых моторных – построили на Мытищенском заводе. Прицепы (10 открытых вагонов) сделали в трамвайных мастерских Евпатории на базе старых вагонов конки из Одессы.

Ещё один вынужденный перерыв трамваям Евпатории пришлось сделать во время Великой Отечественной войны. В 1950‑х годах трамвайные линии в городе восстановили, были отремонтированы старые довоенные деревянные трамваи, в которых пассажиры сидели на длинных лавках, расположенных вдоль вагона. В конце 1950‑х в Евпатории появились трамваи, созданные в немецком городе Гота на заводе Wagonfabrik Gotha. С 1957 года такие трамваи курсировали по всей Евпатории. Один из них в прошлом году стал памятником к 100‑летию трамвайного движения в Евпатории.

Кстати

Кроме Евпатории трамвайное движение существовало в Севастополе, Симферополе и Керчи. Севастопольский трамвай проработал с 1898-го до 1941 года, керченский – с 1935‑го до 1941‑го, а симферопольский – с 1914‑го по 1970‑й.

Фото: evpatori.ru