Тернистый путь в светлое будущее
Тернистый путь в светлое будущее
11 октября 2015 - 08:07
Тернистый путь в светлое будущее 11 октября 2015 - 08:07
София Чёрная

 

Бывшая сезонная площадка советского кинопроизводства в ожидании инвестиций восстаёт из пепла за счёт энтузиазма и благотворительности 

Пока российские медийные и не очень персоны рассуждают о том, какой кинобум могли бы устроить в Крыму, если бы их хорошенько профинансировали, крымчане в условиях отсутствия каких-либо инвестиций работают с тем, что есть, и даже потихоньку снимают кино.
Старые декорации на территории Ялтинской киностудии. Фото: aquatek-filips.livejournal.com

Окупи себя сам 

Наша встреча с нынешним директором ГУП РК «Киностудия «Ялта-фильм» Ольгой Прудниковой-Юшковой проходила в офисе крымского кинопроката в Симферополе. Потому что на месте, в Ялте, нет даже стула, на который можно было бы посадить журналиста во время затяжного интервью.

Ольга Вильевна рассказывает, что когда год назад получила это, тогда названное временным, назначение и пришла по адресу: Севастопольская, 4, в Ялте, то увидела только голые стены. От былого богатства предприятия не осталось не только техники и реквизита, но даже труб и батарей, подчистую вырезанных и вывезенных неизвестно кем, видимо, на металлолом.

Тогда же киностудия, весь штат которой до сих пор составляют всего два человека – помимо директора, ещё известный в Крыму режиссёр-документалист Игорь Незамутдинов, получила 1,3 миллиона рублей, которых едва хватило на приобретение двух кинокамер и монтажного компьютера. На этом финансирование организации, которая по российскому законодательству должна окупать себя сама, закончилось.

Легко сказать – окупать. Каким образом? Логичный ответ – заниматься своей непосредственной деятельностью, то есть снимать фильмы. Вот только для этого недостаточно владеть минимумом техники в руках двух человек. Чтобы заработать на кинопроизводстве, необходимо сначала немало потратиться на него. Бюджет самого скромного докфильма предусматривает расходы хотя бы на транспорт и прочее сопутствующее.

К тому же на самой территории киностудии, о которой так много и сладко говорят те, кто хочет ею управлять, со дня национализации почти ничего не изменилось. Постройки и окрестности нужно, как минимум, освещать и охранять, на что также требуются деньги, которых нет. Ольга Вильевна говорит, что с большим трудом удалось обеспечить обогревом пять комнат в одном здании, чтобы туда можно было зайти в холодное время года. А по самым скромным подсчётам, для элементарного ремонта только двух зданий на Севастопольской, 4, требуется не менее двухсот миллионов рублей.

В «Киностудии «Ялта-фильм» поняли, что надеяться придётся только на себя, и принялись за неимением альтернативы действовать согласно старинной русской поговорке: «Голь на выдумки хитра». За прошедший год здесь сняли четыре документальные короткометражки о Крыме и почувствовали, что пришла пора замахнуться на большее.

Крым – наш 

Сегодня для того, чтобы получить субсидию на съёмки фильма от Министерства культуры РФ, необходимо выиграть конкурс и при этом иметь 1/3 собственных средств от стоимости производства.

Киностудия «Ялта-фильм» подала заявку на съёмки документальной ленты с говорящим названием «Крым – наш», стоимость которой оценили примерно в три миллиона рублей (исходя из того, что субсидия за документальный фильм дольше сорока минут не превышает 2,5 миллиона). А чтобы соблюсти вышеназванное условие, решили: раз у нас нет настоящего миллиона, пусть будет хотя бы виртуальный.

Кто-то из знакомых киноведов порекомендовал ялтинцам казанского режиссёра-сценариста, участницу многих фестивалей Гузель Гатауллину, которая согласилась работать, что называется, «в долг», под будущий проект. Посчитали стоимость эксплуатации имеющейся техники, кинули клич по знакомым – кто-то из друзей согласился одолжить личный автомобиль, другой – поселить съёмочную группу в своём мини-пансионате. Так и набралась сумма, с которой стало возможно обратиться в Минкульт. Заявку приняли, конкурс выиграли, начали снимать. Первое полнометражное кино российской киностудии «Ялта-фильм» расскажет зрителю о людях, не просто живущих на полуострове и наслаждающихся его преимуществами, но и о тех, кто много сделал для его развития и при этом поддерживает российский статус территории.

В синопсисе будущей картины Гузель есть такие строки: «Мы хотим показать тот Крым, который почти не знают многие, традиционный, а не только курортный… Мы станем свидетелями диалога совершенно разных людей, но в то же время очень похожих друг на друга. Они личности, цвет Крыма, которые будят совесть народа, укрепляют его моральный дух. Никакой имитации чувств, всё предельно искренне… В фильме будут выбираться не только самые яркие, важные исторические события, но и некрупные, но интересные факты, из которых тоже складывается убедительная объёмная картина жизни крымчан в разные годы. Их дела, поступки не могут, не должны остаться незамеченными. Что их объединяет? Пожалуй, стремление стать свободными».

Среди героев ленты как известные широкой общественности персоны, так и простые люди, что называется, «с улицы», чей скромный вклад в общее дело позволил достичь полуострову определённых успехов – живая легенда среди крымских музейщиков Надежда Садовская, первый премьер полуострова Виталий Курашик, Роман Кляев – доброволец алуштинского отряда народного ополчения –  один из сотен ребят, обеспечивших безопасность проведения общекрымского референдума и порядок в республике. Ольга Вильевна говорит, что список героев ещё не окончателен – фильм рассчитан на 52 минуты, но всё же планируется сделать цикл сюжетов – так много живёт в Крыму людей, достойных внимания и памяти.

Большие надежды 

Сейчас руководство киностудии ждёт настоящего, солидного частного инвестора – только тогда можно будет уверенно говорить о полноценном возрождении киностудии. Переговоры уже ведутся, но конкретные фамилии пока не называются. Большие надежды здесь возлагают на Никиту Михалкова, который накануне своего приезда на презентацию Ялтинского международного кинофестиваля «Евразийский мост» (8–9 октября) обещал привезти свою концепцию развития крымского кинематографа.

Греет души местных кинопроизводителей и отношение крымских властей, в частности, главы республики Сергея Аксёнова и министра культуры Арины Новосельской, которые поддерживают «Ялта-фильм». А особую благодарность на киностудии испытывают к тем режиссёрам, которые уже сейчас помогают чем могут. Среди них – Станислав Говорухин, который минувшим летом снимал в Гурзуфе свой новый фильм «Домик у моря» и на прощание подарил «Ялта-фильму» весь реквизит, костюмы и немного использовавшейся на съёмках оргтехники – два принтера, ноутбук и несколько раций. А также московский режиссёр Виктор Павлов, только что закончивший съёмки фильма «Крымская сакура» и заплативший киностудии какие-то, может быть незначительные в масштабах нужд, но всё же деньги за аренду помещений для хранения реквизита. Ольга Прудникова-Юшкова надеется, что и другие кинопроизводители, приезжающие всё чаще в Крым на съёмки, будут брать пример с их щедрых коллег.