Тепе-Кермен: замок на вершине
Тепе-Кермен: замок на вершине
17 августа 2020 - 15:35
Тепе-Кермен: замок на вершине 17 августа 2020 - 15:35

 

Тепе-Кермен – гора в Бахчисарайском районе, увенчанная скалой, безмолвно возвышается над миром. Её название переводится с крымскотатарского как «крепость на вершине». С Тепе-Кермена можно увидеть и огни Херсонесского маяка, и Главный хребет, и заглянуть в глубину тысячелетий….

Священная гора

Искатели тайных знаний видят в Тепе-Кермене очертания пирамиды. И правда, очень похоже! Говорят, с помощью пирамид жрецы Древнего Египта устанавливали контакты с тонким миром. Если это так, то можно предполагать, что в очень древние времена на вершине пирамидальной горы находилось языческое святилище. Эту мысль высказывают многие творческие, неординарно мыслящие личности Серебряного века.

В начале XX века Максимилиан Волошин создаёт поэтический цикл «Алтари в пустыне», а художник Константин Богаевский пишет картины «Жертвенники» и «Алтари в пустыне». При всей подчёркнутой символичности изображений на картинах легко угадываются характерные очертания Тепе-Кермена и соседней с ним возвышенности. Поэт, неравнодушный к тайным знаниям, живописал языческое поклонение Солнцу, а тонко чувствующий художник отобразил этот алтарь в очертаниях Тепе-Кермена.

Яркая достопримечательность городища – эффектно стоящий над пропастью вертикальный грубо обработанный камень. Видно, что он не является частью скалы и установлен здесь явно с каким-то умыслом. Любители Зазеркалья утверждают, это – менгир, который концентрирует в себе энергетические потоки пирамиды Тепе-Кермена.

Обитель монахов-воинов?

Городище находится в труднодоступном месте, занимает очень небольшую территорию, здесь нет водных источников. Однако самый маленький по размерам пещерный город Крыма просто источен криптами. Как соты, на обрывах теснятся жилища и оборонительные казематы, загоны для скота и склады, гробницы и церкви. Остатки застройки видны и на поверхности плато. Археологические исследования свидетельствуют, что люди упрямо обживали бесплодную скалу на протяжении 900 лет – с V по XIV столетие. Очевидно, средневековые обитатели этого места наделяли его каким-то особым, неведомым нам смыслом.

Скорее всего, здесь располагался феодальный замок либо укреплённый монастырь. В пользу такого предположения говорят как следы боевой стены, так и сравнительно большое количество храмовых построек. Сейчас на Тепе-Кермене можно увидеть руины трёх церквей.

При внимательном рассмотрении выясняется, что многие строения Тепе-Кермена имеют полное сходство с описаниями в Библии. Например, Писание говорит, что город Хеврон был городом-убежищем, а затем и городом священников. Создаётся впечатление, что строители Тепе-Кермена создавали его «по образу и подобию» Хеврона – и по степени укреплённости (чем не убежище?), и по количеству храмов (ну точно город священников!).

Загадки церкви с крещальней

Наиболее известна высеченная в скале церковь с крещальней. Для Крыма эта постройка уникальна. Её архитектурный стиль принципиально отличается от церквей в других пещерных городах. Помещение для молящихся ориентировано не с запада на восток, а по оси север-юг. Алтарь, расположенный в центральной части зала, не закрыт от остальной части храма. Наоборот, участники богослужения окружают алтарь с трёх сторон, словно стремятся принять активное участие в священнодействии. И в то же время главная часть церкви чётко обозначена колоннами (из них три сохранились полностью). На капителях ещё угадывается резьба. Единое целое с нижней частью колонн составляет невысокое ограждение, украшенное рельефными изображениями крестов. По форме они близки к тевтонским или византийским. Надо полагать, резчик хотел показать традицию, идущую от крымских готов, или духовную связь с Византией.

Интересно, что все конструктивные элементы пещерной церкви высечены из монолитной скалы. Очень сложная, даже по нынешним меркам работа вызывает искреннее уважение к древним каменотёсам.

Очевидцы утверждают, что на Пасху здесь можно увидеть «свет креста»: солнечный луч, заглядывая в этот день в оконный проём неправильной формы, отражается на противоположной стене в форме креста.

Все эти особенности позволяют утверждать: Тепекерменская церковь – одна из самых ранних христианских построек в Крыму. Более того, храм несёт элементы архаичной архитектуры, восходящей, возможно, к ветхозаветным временам. Создаётся впечатление, что заказчик строительства и архитектор умышленно нарушили каноны, желая подчеркнуть – эта церковь играла особую роль в духовной жизни замка на вершине.

Подсказкой является наличие специального помещения, где совершалось таинство крещения. Хорошо сохранилась вырубленная в камне купель крестовидной формы. Её размеры рассчитаны на взрослого человека. Становится ясно, что церковь с крещальней построена в переломный период крымской истории – в VIII-IX веках, когда жители Юго-Западной Таврики начинают массово принимать новую веру.

Начало жизни и конец…

Ещё одна особенность церкви – большое количество каменных могил. Одна из них символично вырублена в полу баптистерия, рядом с купелью: от рождения до смерти – один шаг… А гробницы, высеченные на скальном уступе возле входа в церковь, похожи на лодочки, которые после плавания по бурному морю наконец-то приткнулись к тихой пристани.

Могилы, выдолбленные в скале, предназначались для временного пребывания усопшего. Природные свойства известняка таковы, что спустя несколько лет после помещения в каменный гроб тело полностью истлевало, затем монахи извлекали останки своего собрата и торжественно переносили их в специально оборудованную пещеру, где мощи смиренно ожидали «воскресения из мёртвых».

Загадочные письмена

Другая пещерная церковь находится близ исчезнувшей уже дороги, ведущей на вершину Тепе-Кермена. Постройка сохранила любопытную деталь: граффити, вырезанные у входа. Знаки имеют явно сакральное значение: в две окружности вписано изображение, напоминающее наклонённый равноконечный крест. В нижней части круга прослеживаются несколько букв древнееврейского алфавита, в которых исследователи прочитывали слово «бахши». Оно присутствует в древних языках – санскрите, иврите – и в переводе означает «учитель». В средние века бахши выступали в роли народных сказителей, а также шаманов, которые посредством песен и музыки изгоняли злых духов.

Неподалёку от храма с письменами внимательный турист может найти рукотворный грот, характерной особенностью которого является природная трещина, обрамлённая высеченной в скале полукруглой нишей. Создаётся впечатление, что в древности из трещины просачивалась вода – священная для каждого жителя безводного плато.

Кирилл БЕЛОЗЁРОВ. Фото автора.