Светлана Лужецкая: как чувствует себя крымский бизнес и как заставить клиентов носить маски
Светлана Лужецкая: как чувствует себя крымский бизнес и как заставить клиентов носить маски
20 ноября 2020 - 11:11
Светлана Лужецкая: как чувствует себя крымский бизнес и как заставить клиентов носить маски 20 ноября 2020 - 11:11
Антон Павлов

О том, как чувствует себя крымский бизнес, какие товары подлежат обязательной маркировке и как заставить клиентов носить маски, нам рассказала Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РК Светлана Лужецкая.
Фото: Наталья Сомова

МАСОЧНЫЙ ФЛЕШМОБ

– В Москве стартовал флешмоб #НаденьУжеЭтуМаску и живи «открыто»! Таким образом бизнес агитирует посетителей носить маски, чтобы избежать штрафов. Что-то похожее делают наши предприниматели?

– Изначально флешмоб стартовал в Москве по инициативе аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. На сегодняшний день эта акция проходит на территории более чем 65 регионов, включая рестораны, игроков фитнес-отрасли, салоны красоты, в общем количестве – более 17 миллионов человек. Присоединились не только предприниматели, но и общественные пространства – парки, галереи, музеи. Эта масштабная акция проходит на территории всей Российской Федерации с целью убедить всех, кто до сегодняшнего дня ещё не надевает маски, что это необходимость в нынешних реалиях. И сознательность наших граждан в данной ситуации – это самое главное.

Сейчас и в Крыму даём старт флешмобу #НаденьУжеЭтуМаску и живи «открыто»! Подключаем к данной акции общественные объединения предпринимателей, общественных помощников уполномоченного, которые работают на территориях муниципальных образований.

– Что делать с несознательными клиентами?

– После того как был введён масочный режим, поступали жалобы от предпринимателей на посетителей, которые отказывались надевать маску. Мною направлен запрос в МВД по РК, в ответе на который даны пояснения, что если возникают какие-либо конфликтные ситуации, то предприниматели могут обратиться за помощью к сотрудникам правоохранительных органов.

– Часто штрафуют предпринимателей из-за несоблюдения рекомендаций Роспотребнадзора?

– Хочу обратить внимание предпринимателей, что рекомендации Роспотребнадзора, конечно, нужно исполнять. И неукоснительно выполнять указ Главы Республики Крым, в котором прописаны все требования при введении режима повышенной готовности на территории республики. Привлечение к административной ответственности при невыполнении требований обозначено в статье 20.6.1 КоАП РФ, где указано, что штрафные санкции для индивидуальных предпринимателей составляют 30 тысяч рублей, для юридических лиц – от 100 до 300 тысяч рублей.

Если же мы говорим о том, что несоблюдение требований действующего законодательства допускается контролирующими органами, то следует своевременно и оперативно информировать уполномоченного о нарушениях со стороны контрольно-надзорных органов для принятия мер реагирования и устранения конфликтной ситуации. Это сегодня очень важно.

В целом большого количества обращений по данному вопросу от предпринимателей не поступает. Какого-либо прессинга со стороны Роспотребнадзора мы не наблюдаем.

 

СПРОС ПОВЕСИЛ НОС…

– Как чувствует себя крымский бизнес, с какими проблемами сталкивается?

– Ещё с весны, когда по всей России начала складываться сложная ситуация из-за коронавируса, на постоянной основе проводится опрос-мониторинг по текущему состоянию бизнеса и оценка мер государственной поддержки по всем регионам Российской Федерации. В середине октября состоялся пятый опрос, в нём приняли участие более ста крымских субъектов предпринимательской деятельности, из которых 12,4% оценили состояние своих компаний как кризисное, незначительное количество опрошенных – 4,8% – как катастрофическое. Но в целом по Российской Федерации эти показатели практически вдвое выше, то есть по другим субъектам ситуация значительно хуже, чем в Крыму.

Большая часть респондентов отметила снижение финансовых показателей – это 56,2%, стабильная ситуация у 17,1%. Главной проблемой участники опроса считают упавший и не восстановившийся по сравнению с периодом до пандемии потребительский спрос – 61,9%, кроме того, среди основных проблемных вопросов предприниматели выделили неплатежи со стороны контрагентов по уже отгруженным товарам и оказанным услугам – 34,3% и невозможность платить зарплату сотрудникам и налоги – 21%.

На вопрос о том, какие меры поддержки больше всего необходимы компаниям, 73,3% крымских предпринимателей ответили «не закрывать бизнес на карантин». 58,1% респондентов считают, что бизнес нуждается в снижении налоговой нагрузки, 41,9% заинтересованы в предоставлении льготных кредитов.

В рамках оценки эффективности принятых мер по поддержке бизнеса в условиях пандемии более половины субъектов хозяйствования положительно оценивают действия властей Республики Крым и правительства страны. Следующий опрос состоится в конце ноября.

– Пандемия повлияла на предпринимателей, насколько часто они уходят с рынка?

– Мы ежемесячно мониторим показатели по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства в Крыму. Это даёт возможность отслеживать их реальное количество на каждое 10-е число месяца. Так, на 10 октября в едином реестре числилось 84 399 субъектов МСП, на 10 ноября – 84 311, снижение всего лишь на 0,1%, что в том числе объясняется прекращением деятельности тех предпринимателей, которые работали в курортный сезон. Поэтому масштабного закрытия пока не наблюдаем.

– Активно самозанятые крымчане регистрируются по новой системе как плательщики налога на профессиональный доход?

– На мой взгляд, Крым в этом плане показал хороший результат. Количество зарегистрированных самозанятых сегодня практически 9000 человек. Это замечательный показатель не только для Крыма, но и в целом для Российской Федерации. В основном у нас регистрируются по таким направлениям, как сдача квартиры в аренду, оказание косметологических, парикмахерских услуг, пассажирские и грузовые перевозки, фото- и видеосъёмка на заказ, ремонт помещений.

Что даёт самозанятость? Прежде всего спокойствие. Ты уже легально работаешь, практически никакой отчётности вести не нужно. На мой взгляд, эта цифра будет увеличиваться за счёт тех, кто сегодня сдаёт жилые помещения внаём. Для таких граждан это замечательный налоговый режим.

– Сегодня рано делать прогнозы о полном восстановлении экономики нашего региона, но можно спрогнозировать его дальнейшее развитие?

– Нужно, чтобы этот период немного стабилизировался. Это главное. Нам необходимо перезимовать, посмотреть, какая будет ситуация. Когда появятся цифры, тогда мы сможем делать прогнозы. Загадывать и предсказывать что-либо сейчас сложно. Но я уверена, что всё будет хорошо. Со своей стороны мы делаем всё возможное, чтобы поддержать предпринимателей. С первого дня, как только был введён режим повышенной готовности, работает горячая линия по телефону + 7(978) 00-00-819 для оказания максимальной помощи предпринимателям в осуществлении их деятельности.

 

В НОВЫЙ ГОД – ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

– Симферопольские предприниматели, имеющие точки на Центральном рынке, не хотят переходить на информационную систему «Меркурий», уверяя, что их продукция значительно подорожает…

– Эта автоматизированная информационная система на самом деле очень эффективный инструмент, который создаёт благоприятную конкурентную среду. Чтобы все нелегальные производства утратили возможность осуществлять свою деятельность – в этом смысл системы «Меркурий». Почему предприниматели сегодня говорят, что это проблема? Не должно быть такого понятия, как «я хочу» или «я не хочу», это требование действующего законодательства. Мы же должны стремиться к цифровизации, стремиться к тому, чтобы улучшить качество обслуживания потребителя. Тем самым убрать нелегальные производства, чтобы вывести в целом наш бизнес на новый уровень. Может быть, и есть непонимание до конца этой ситуации, в связи с чем возникают некоторые вопросы, как это было, к примеру, с маркировкой, которая защищает потребителя от фальсифицированного товара.

– Какие товары сегодня уже обязательно маркируются?

– Маркировка стала обязательной для шуб, лекарств, обуви и табака. С 1 октября начали маркироваться парфюмерия и фотоаппараты, а с 1 ноября – шины и покрышки. До 31 декабря 2020 года у нас проводится эксперимент по маркировке готовой молочной продукции, а с января 2021 года будет невозможна реализация немаркированных товаров лёгкой промышленности.