Студенты поедут за полцены, но пока только на троллейбусах
Студенты поедут за полцены, но пока только на троллейбусах
04 марта 2015 - 15:12
Студенты поедут за полцены, но пока только на троллейбусах 04 марта 2015 - 15:12
Сергей Максимов

Ради защиты «бедных  студентов», обиженных удорожанием проездных билетов в троллейбусах и проезда в электричках, «боевую» тревогу объявил региональный штаб Общероссийского народного фронта

В офисе этой общественной организации в Симферополе 2 марта прошло расширенное совещание. ОНФ удалось усадить за стол переговоров министров республиканского правительства, депутатов Госсовета, перевозчиков и представителей крымского студенчества. 

Интересы молодежи отстаивала Ольга Дябина, третьекурсница Таврической академии Крымского федерального университета. Она изложила суть проблемы четко и аргументированно. Сказала и о петициях в социальных сетях, когда ребята узнали, что с 1 марта госпредприятие «Крымтроллейбус» отменило льготные студенческие проездные в Симферополе, Ялте и Алуште, и о разбросанности учебных корпусов КФУ по территории крымской столицы, ну  и о среднем размере стипендии в 1340 рублей. При таком раскладе цена месячного проездного на троллейбусе в 420 рублей заставляет студентов экономить на завтраках и обедах. Иногда в голосе боевой девушки звучали металлические нотки, реже – жалостливые, но ее выступление фактически не оставило выбора ни руководителям, которые обязаны эффективно расходовать бюджетные миллионы, ни перевозчикам, что бьются за субвенции и компенсации в интересах своих трудовых коллективов. Короче, не зря Ольга – председатель Крымского штаба Уполномоченного по правам студентов в РФ. 

Дальнейшее обсуждение напоминало урок математики, где решали не самую сложную задачу. Льготными студенческими проездными ежемесячно, в зависимости от сезона, пользовались 1500-1800 человек. Эти цифры озвучил гендиректор «Крымтроллейбуса» Валерий Заикин, а также пояснил, что 50-процентная скидка для такого числа пассажиров обойдется предприятию годовыми потерями примерно в 4,7 млн рублей.  

Министр транспорта республики Анатолий Цуркин добавил, что троллейбусникам на исходе февраля уже выделена субвенция в размере 18 млн рублей на погашение убытков от перевозки льготников. Но дело в том, что студенты по российскому законодательству не относятся к льготной категории населения. Каким образом и сколько денег выделять на социальную защиту студенчества – каждый субъект РФ решает самостоятельно. Кто богаче – тот и щедрее. Придется вносить поправки в республиканский бюджет – про студенческую строку в нем забыли из-за нестыковок при переходе в российское правовое поле. 

– Мы обоснуем, согласуем с Минфином и Госкомитетом по ценам и внесем предложение о льготном проезде для студентов на ближайшем заседании правительства, – заявил глава профильного комитета Госсовета Крыма Владимир Бобков.  

– А мы поддержим! – подтвердил председатель комитета Госсовета Республики Крым по промполитике, транспорту и ТЭК Петр Запорожец и авторитетно добавил: – Это не страшные деньги!

«Крымтроллейбусу» заплатят дополнительно около 5 млн рублей за пассажиров-студентов. Но депутат Запорожец  резонно заметил собравшимся, что на вопрос цены и льгот на проезд в общественном транспорте стоит взглянуть шире. Не только на троллейбусах, но и на муниципальных автобусах в пределах города и пригорода, и на электричках ездят студенты и школьники. Надо убирать ведомственную разобщенность,  вырабатывать внятную политику для пассажиров из числа тех, кто грызет гранит науки, занимается в спортивных секциях, школах искусств, центрах творчества и досуга. Молодые крымчане активны!

Льготы, если они становятся местным законом, в равной степени должны касаться всех. Пока повезло лишь студентам, которые передвигаются исключительно на троллейбусах: с 1 апреля (по согласованию всех сторон) студенческий проездной подешевеет в два раза. А чем хуже или богаче ребята, что живут в  пригородных селах и куда можно добраться только автобусом?..

Однозначных ответов на все вопросы пока нет, но проблема оглашена. Судя по размышлениям чиновников и перевозчиков в штабе ОНФ, Крым постепенно перейдет на электронный учет пассажиров, социальные и проездные карты, что давно практикуется в продвинутых регионах России.