Стройка века
Стройка века
17 апреля 2015 - 14:01
Стройка века 17 апреля 2015 - 14:01
Сергей Павлив

Ресурсы Крыма сдвинут федеральные программы с мёртвой точки 

Крым замер в ожидании масштабных строительных проектов, которые Россия готовит для возрождения республики. В их списке судьбоносный керченский мост, невиданных масштабов жилищное строительство и прокладка дорожных сетей… Понятно, почему сегодня крымчан больше всего интересует принципиальный вопрос: способен ли Крым участвовать в «стройке века» собственными ресурсами?

Крымские клады 

Напомним, только в 2015 году для капремонта и реконструкции дорог, по информации Министерства транспорта РК, понадобится порядка 900 тыс. куб. м щебня. 

Как помним, нынче продвигается идея о том, что для реализации масштабных федеральных программ в Крым придется завозить строительные материалы, например, кораблями и баржами. Задача эта, как понимает читатель, тяжелейшая, дорогостоящая, и ждать хорошей погоды на переправе некогда.

А ведь в запасе у республики завидные ресурсы, которые никуда не делись со времен Украины. Это порядка 325 месторождений полезных ископаемых, где добывается 26 видов сырья, в том числе строительных материалов.

Как объясняют в Министерстве экологии и природных ресурсов Крыма, у нас есть все, начиная от углеводородов: нефть, газ-конденсат, железные руды, флюсовые известняки, цементное сырье. Есть все виды строительных материалов, в том числе и песок, и строительный камень для производства щебня. Причём щебни в РК трех видов, как говорится на любой вкус: высокопрочные, среднепрочные, малопрочные. Кстати, высокопрочные (предел прочности которых М1200–1400) подходят для всех типов строительства без ограничений – и для монолитного домостроения, и для ответственных инженерных сооружений, в том числе для переходов моста. На полуострове 7 месторождений высокопрочного щебня – запасы порядка 35 млн куб. м. Это немного, но на мост хватит, говорят эксперты.

Начальник управления регулирования недропользования Минэкологии и природных ресурсов РК Александр Хлебников объясняет: «Никто не говорит, что нужно все везти, это неправильно, просто нужно все считать. Надо как-то приблизить тех, кто планирует наши целевые программы, к нашим потенциальным поставщикам, к производителям строительных материалов на крымских месторождениях. И Министерство по делам Крыма уже обсуждало этот вопрос с предприятиями…» 

Проблема в том, говорят в министерстве, что в последние годы Украина так усиленно добивала крымских производителей, что многие предприятия сегодня почти на нуле. Им нужно время на возобновление производства.

Кстати, среди основных запасов высокопрочного щебня, который подходит для дорог, – Шархинское месторождение на ЮБК. Под Симферополем – Лозовское, Курцовское, Петропавловское, новое Курцовское (греческий участок) месторождения. В Бахчисарайском районе – Трудолюбовское. Все они эксплуатируются, за исключением греческого участка Курцовского, это новое месторождение, запасы которого утверждены только в 2013 году.

В этом списке обособленно стоит Планерское месторождение в Коктебеле в нескольких километрах от Карадагского заповедника. Его работа при странных, но очень скандальных обстоятельствах затормозилась еще при Украине. В Минэкологии говорят, мол, общественное мнение против, чтобы там велись горные работы. Хотя карьер и ранее эксплуатировался, добыча там велась.

Александр Хлебников уточняет: «К этому мнению мы прислушались, но есть инвестор, который уже вложил деньги в разведку, который хочет все-таки вовлечь его в эксплуатацию. И мы рассматриваем возможность добычи там щебня без применения буровзрывных работ».

Камень преткновения 

С нашей точки зрения, Планерский карьер достоин особого внимания Крыма уже потому, что свой, крымский, а не заезжий инвестор ООО «Стройпрогресс» готов здесь к масштабному производству высококачественого кубовидного щебня. По российским нормативам, только такой кубовидный щебень подходит для строительства дорог и мостов. Интересно, что сегодня поступает очень много предложений завезти такой стройматериал на крымский рынок из России. Логистика (транспортировка) увеличивает стоимость материала минимум в три-четыре раза. К примеру, одна из компаний Осетии уже сейчас предлагает заключить договор на поставку щебёнки в Крым по цене 2 тыс. руб. за тонну. При этом местный производитель ООО «Стройпрогресс» может поставлять щебень в четыре раза дешевле – по 500 руб. за тонну!

Сегодня это предприятие переоформляет действующую украинскую лицензию в соответствии с российским законодательством и готово вложить только в закупку в Великобритании спецоборудования порядка 250 млн руб.

Татьяна Онищенко, директор ООО «Стройпрогресс», объясняет: «У нас как ни включишь телевизор, все страны ищут, приглашают к себе инвесторов. Мы – готовое предприятие с готовой базой. Уже сейчас, пока мы переоформляем лицензию, к нам идут люди, идут крымчане, просят заключить договоры. У нас есть абсолютно все разрешительные документы, согласования – санитарная зона от карьера до жилых домов, по нормам, должна быть 500 метров. А у нас она составляет полтора километра! И на каком основании «общественники» Коктебеля подняли скандал, непонятно до сих пор. Самое главное, что наша деятельность абсолютно законна, Крыму это нужно, ведь сейчас это уже непосредственно интересы нашего государства».

Личные интересы «общественников» 

Не нужно быть экономистом, чтобы понять, что действующий карьер в Крыму, в том же Планерском, – это налоговые поступления и в республиканский, и в местный бюджеты, то есть все наши социальные программы. Это отчисления в Пенсионный фонд, а главное – это рабочие места для местных жителей. Судите сами, если мы будем покупать щебёнку в России, везти оттуда по баснословным ценам, значит, и те деньги, которые Российская Федерация выделяет целенаправленно на развитие региона, снова уйдут в Россию, и никакой налоговой базы здесь не остается. И если сейчас мы не дадим возможности развиваться собственным, крымским предприятиям, то о какой полноценной экономике Крыма мы сможем вести речь?

Кстати, сейчас интересно вспомнить, почему так называемые общественники Коктебеля были против карьера, защищая якобы ресурсы Карадага.

О каких невосполнимых ресурсах шла речь, если никто из общественников и некоторых экологов, влившихся в протестную акцию, внятного заключения не предоставил. Таким образом, закрытие карьера было выгодно кому-то, кто не стал афишировать открыто свои интересы. И на месте было легко обнаружить, что против работы Планерского карьера были в основном киевляне и донецкие, кто построил себе недвижимость в этих местах, видимо, не совсем законно. Кто надеялся три месяца году отдыхать в Крыму и не очень-то хотел бы делить территорию с рабочим карьером. И об этом сегодня надо говорить открыто. Иначе почему они бунтовали против работы карьера, который никоим образом не затрагивал благополучия Карадагского заповедника? Это видно на карте, которую мы предоставляем для изучения читателям.

Государственный интерес 

И здесь главное – экономический момент, ведь возможности Планерского месторождения впечатляют: по средним меркам добыча здесь может достичь 100 тыс. тонн в месяц.

И если 100 тыс. умножить на 500 руб. за тонну или умножить на 2000 руб., наверное, трудно будет не заметить разницу в бюджетных затратах, а вместе с ней и выгоду Крыма и РФ. Принципиальный вопрос: сколько же можно будет построить в Крыму детсадов и ФАПов на сэкономленные бюджетные миллиарды? И почему из-за сотни недовольных два миллиона крымчан должны отказаться от перспективы развития региона?

Александр Хлебников, начальник управления регулирования недропользования Минэкологии и природных ресурсов Крыма, объясняет: «Здесь важно учитывать экономический фактор. Нужно серьезно подходить к вопросам нашей местной сырьевой базы и уже на этапах подготовки федеральной программы реально определиться именно с потенциальными поставщиками. Определить для них ту реальную цену, по которой они готовы продавать материалы». И согласитесь, если Крым готов покупать щебень соседей по две тысячи рублей за тонну, то, выставив ту же цену для наших предприятий, мы только поднимем крымского производителя.

Статистика

■ Крым обладает хорошо развитой сырьевой базой строительных материалов. На балансовом учёте Минэкологии и природных ресурсов РК состоят три месторождения и два объекта учёта цементного сырья, из которых в промышленной эксплуатации находится три месторождения – Бахчисарайске, Бахчисарайское‑2 и Баксинское.

■ Разведаны 100 месторождений пильных известняков с общими запасами 330,0 млн м3.

■ В промышленной разработке находится 55 месторождений.

■ Государственным балансом запасов полезных ископаемых насчитывается 29 объектов учёта (23 месторождения и 6 объектов) «камень строительный» с общими запасами 154128,381 тыс. м3.

■ Камень облицовочный представлен 2 месторождениями известняков (Белинское, Биюк-Янкойское).

■ На учёте 9 месторождений песка строительного с общими запасами 25789,04 тыс. м3, а также 4 месторождения керамзитового сырья.

Фото: архив «Газеты»

На карте видно, на каком расстоянии находится Планерский карьер от охранной зоны Карадага. Граница же Карадагского заповедника находится за километр от карьера.