Стрит-арт в Крыму: зачем он нужен и почему не вечен
Стрит-арт в Крыму: зачем он нужен и почему не вечен
29 мая 2020 - 14:40
Стрит-арт в Крыму: зачем он нужен и почему не вечен 29 мая 2020 - 14:40
Елена Киреева

 

Крымская весна, празднование 200-летия со дня рождения мариниста Ивана Айвазовского, съёмки фильма «Кавказская пленница» в Симферополе – эти и многие другие интересные события запечатлены в произведениях стрит-арта. Муралы – росписи на поверхности стен – становятся своеобразным откликом на произошедшее.
Фото: Гала Амарандо

Сейчас в Евпатории завершается ещё одна роспись, которая призвана выразить благодарность врачам, которые находятся на передовой борьбы с коронавирусной инфекцией. Эта тема очень актуальна, поэтому подобные монументальные посвящения медикам появляются по всей стране. Однако «Крымская газета» призадумалась над тем, насколько арсенал стрит-арта соответствует масштабам событий и как долго способен сохранить память о них.

 

Настенные газеты

Как объяснил преподаватель Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша, специалист по монументально-декоративной росписи Илья Руденко, стрит-арт обрёл популярность благодаря своей финансовой доступности. Среди его достоинств небольшие временные затраты и молодёжный характер, но подобные росписи недолговечны. Поэтому эксперт сравнивает их с настенной газетой, которая даёт быстрый отклик на события «здесь и сейчас».

– Почему не делается более долговечными материалами? Потому что они ужасно дорогие! Это то, что касается, например мозаики. Акрил дешёвый, как раз тот материал, которым можно сделать настенную газету. Даже на свои деньги можно сделать, в принципе, – рассуждает Илья Руденко.

Законодательные пробелы не способствуют более длительной сохранности таких произведений: границы между «пачканьем стен» и талантливым произведением размыты. А если нет расположения местных властей к уличному искусству, то работа будет быстро закрашена. Это подтверждает и недавний инцидент с уничтожением портрета Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге.

– Произведения Бэнкси уничтожали, как любое граффити, а потом стали брать под бронированное стекло, осознав, что это нечто, чего больше ни у кого нет, – отмечает специалист.

Фото: Гала Амарандо

Арт-объект внимание любит

Судьба арт-объектов волнует и авторов, ведь уличное произведение создаётся для украшения города и напоминания людям о важных событиях нашей истории, а не только, чтобы увековечить своё имя.

– По факту мы имеем равнодушие. Нам идут навстречу тем, что дают разрешение, а мы на собственные средства реализуем проект. И ухаживаем тоже за собственные либо грантовые средства. Такие вещи, как проводка освещения, охрана, видеонаблюдение, чистка от грязи, – этого совершенно нет. Пока администрациям городов не сильно интересно, – поделился «Айвазовский с баллончиком» Владислав Подопригора.

Он пояснил, что для большей сохранности муралы можно покрывать специальным антивандальным покрытием, которое защищает от наклейки объявлений или рисунков поверх созданного изображения. Но эта дополнительная мера стоит не копейки. В большинстве случаев дешевле обойдётся реставрация объекта – какими бы стойкими и качественными ни были краски, они постепенно выгорают. Кроме того, стена тоже должна быть подготовлена к росписи, иначе полотно начнёт разрушаться.

– Любой объект, например памятник, не просто так стоит, он реставрируется, чистится регулярно, мрамор натирают, чтобы блестел. Ничто не вечно, даже камень. Точно такого же ухода требуют арт-объекты, чтобы надлежащий вид имели, – констатирует Владислав.

Мурал благодарности врачам, который создаётся в Евпатории на торце жилого дома при участии его студии, – это социальный проект, в котором заинтересованы местные власти. Поэтому есть вероятность, что вопросам сохранности арт-объекта будут уделять внимание. Однако коммуникация с администрациями городов складывается тяжело, поэтому пространства для творчества мало, хоть и поводов для появлений новых качественных работ, в том числе на вечные темы, достаточно.