Стоит ли младшим школьникам изучать основы религии?
Стоит ли младшим школьникам изучать основы религии?
09 октября 2019 - 12:08
Стоит ли младшим школьникам изучать основы религии? 09 октября 2019 - 12:08
Елена Гоголева

 

«Основы религиозных культур и светской этики» последние годы стал обязательным предметом для четвероклассников общеобразовательных школ. При этом родители вправе выбрать один из шести модулей.
Фото: pixabay.com

В Крыму самым популярным неизменно остаётся курс «Основы светской этики». По подсчётам экспертов, этому направлению отдали предпочтение более 60% учеников. Второе место по востребованности заняли «Основы православия», их изучает около 22% маленьких крымчан. Немногим более 8% взялись за «Основы ислама». При этом изучение основ религиозных культур в рамках школьной программы до сих пор вызывает неоднозначные реакции как у родителей, так и у специалистов.

Подтвердил это и небольшой опрос, который «Крымская газета» провела среди родителей школьников полуострова. Так, Алёна из Симферополя отмечает:

– К введению такого предмета отношусь положительно. Слишком много негатива дети видят. Главное, чтобы без фанатизма. Ну и поосторожнее, чтобы конфликтов межрелигиозных не породить.

А вот жительница крымской столицы по имени Лилия придерживается иного мнения:

– Я против, и так нагрузки детям хватает, зачем лишний предмет? Это должно в семье прививаться, а не в школе. У детей по семь уроков плюс постоянно то нулевой, то дополнительные… Сын уходит в 7:00, а приходит в 15:30.

Впрочем, школа имеет не только образовательную, но и воспитательную функцию. Справиться с последней как раз и призван предмет «Основы религиозных культур и светской этики». При этом опасения, что на таких уроках детей будут «зомбировать», беспочвенны. Секретарь Симферопольской и Крымской епархии Александр Якушечкин подчёркивает:

– Речь идёт не об основах вероучения, а о религиозной культуре. Никто не будет рассказывать детям, как молиться, или заучивать молитвы, это будет делать воскресная школа или родители… Мы говорим о светском культурологическом предмете, который показывает и доказывает, что культура нашего Отечества неразрывно связана с духовной традицией.

Доктор философских наук Ольга Грива считает, что предмет школьникам необходим. Но подход к его преподаванию нуждается в пересмотре:

– Учебные дисциплины даются достаточно рано. Четвёртый класс – это дети девяти лет. Формирование религиозной культуры основывается не только на эмоциональном интеллекте, но и на интеллекте как таковом. И для формирования таких абстрактных понятий, как «религия», «религиозная сфера», всё-таки нужна какая-то осознанность… Есть проблемы и с методикой преподавания. Есть вопросы о том, как соотнести светскую этику с религиозными культурами…

В Крымском республиканском институте постдипломного педагогического образования (КРИППО) не первый год проводят курсы повышения квалификации для учителей. С 2014 года курсы «Основы религиозных культур и светской этики» прослушали 2365 крымских педагогов. Но вопросы остаются.

– Изначально многие учителя и администрации школ просто не знали, что это за предмет. И предложили: «Поскольку классы у нас многонациональные и поликультурные, давайте выберем светскую этику и закроем, таким образом, вопрос каких-то конфликтных ситуаций». Эта позиция неправильная. Нужно давать родителям возможность выбирать культуру той религии, к которой ребёнок принадлежит по праву рождения. Цель предмета – мотивация к осознанному нравственному поведению младших школьников, основанная на знании и уважении культурных традиций народов России, – поясняет Людмила Наумова, которая координирует курс «Основы религиозных культур и светской этики» в КРИППО.