Ставка на индустрию туризма или местечковую самодеятельность?
Ставка на индустрию туризма или местечковую самодеятельность?
08 апреля 2015 - 10:02
Ставка на индустрию туризма или местечковую самодеятельность? 08 апреля 2015 - 10:02
Сергей Максимов

В Министерстве курортов и туризма республики проигнорировали предложения о сотрудничестве крупнейшего туроператора в угоду подконтрольному предприятию?

Крым ближе, но дороже

Не секрет, что российской семье со средним достатком отдых у моря в комфортабельном отеле в Турции, Египте, Тунисе или экзотическом Таиланде, во Вьетнаме обойдётся дешевле, чем в Крыму. К примеру, семье с двумя детьми, проживающей в Омске, Новосибирске или Екатеринбурге, 14 дней на турецком берегу, где «всё включено», перелёт туда и обратно, трансфер, страховка, гид – обойдутся в 140-150 тысяч рублей. 

Если та же семья на волне информационного интереса к Крыму решится рвануть на пару недель в наши края, то только за дорогу на самолёте в два конца она, как минимум, выложит 110-120 тысяч руб­лей. Сутки пребывания с трёхразовым питанием в скромном отельчике в километре от моря для четырёх человек будут стоить  4-6 тысяч рублей. Опять же, по предельно заниженной цене. По факту – переночевать в гостинице на ЮБК дешевле, чем  за 2-2,5 тысячи за место вряд ли получится. В итоге, за двухнедельный отдых без излишеств, семье из Сибири или с Урала потребуется выложить 230-250 тысяч рублей. По сути, только за крышу над головой и кормёжку. Странно, но даже многочасовой перелёт из Москвы чартером через океан на Кубу с последующим пляжным отдыхом в 10-11 дней иногда – при горящей путёвке – менее затратен, чем путешествие на побережье Чёрного моря. Тут еще надо учесть, что российский турист за последние 15-20 лет успел привыкнуть к путешествиям по мировым стандартам: среднестатистический турист родом из России оброс жирком и стал капризен при выборе турпродукта. Крыму пока сложно конкурировать с зонами массового отдыха, что последние десятилетия активно развивали свою инфраструктуру, менеджмент и технологии туристического сервиса. Сфера отдыха и туризма на полуострове развивалась усилиями мелких собственников, по принципу «сам себе режиссёр». Кто наглее и ближе к власти – тот прибирал к рукам лакомые куски побережья, уродовал его точечными застройками, городил заборы на пляжах, возводил отели-скворечники. Вместо туриндустрии развивалась местечковая самодеятельность. 

Саботаж или непрофессионализм?

Ситуация мало изменилась за текущий год, о чём сказал 6 апреля на совещании в Совете министров вице-премьер Руслан Бальбек. С недавнего времени ему поручено курировать блок туристической сферы. Новый куратор, вникнув в ситуацию, был вынужден обнародовать серьёзные претензии в адрес министра курортов и туризма Елены Юрченко. По словам Бальбека, ведомство Юрченко, по большому счёту, устроило саботаж, а если быть снисходительнее, проявило некомпетентность, сорвав переговорный процесс с крупнейшим в России и мире отечественным туроператором PEGAS Touristik. Эта компания  объявила о своей готовности наладить полёты чартерных рейсов в Крым из регионов России. Приход на полуостров столь крупного и ответственного игрока туристического рынка, что в Турцию и Египет отправляет чартерами тысячи туристов из 50 регионов РФ, стало бы прорывным моментом в удешевлении туров на отдых в Крыму. На начальном этапе «Пегас» выразил готовность взять на себя 10 чартерных рейсов в неделю из городов России в Крым, а от властей республики попросил помощи в состыковке своих позиций с интересами объектов размещения, чтобы заключить с ними договоры на гарантированное размещение 1,5 тысячи туристов. И так – каждую неделю, а если дело пойдёт без сбоев, в зависимости от сезонного спроса число чартеров «Пегас» мог бы увеличить до 30-40. Как и привык работать данный туроператор.

В него входит весь маршрут с трансфером от места вылета туриста до места, где он будет жить и отдыхать. Плюс страховка, питание, условия размещения и категория номера. А ещё учитывается удалённость от пляжа, экскурсионная программа, наличие детской игровой площадки и много других мелочей, без чего не создашь качественный конкурентный туристический продукт, на который клюнет массовый турист из России, что привык к отдыху по приемлемой цене с гарантией комфорта в чужеземном краю. По сути, такого туриста и предложил вернуть в отеческие пределы «Пегас». 

Менеджеры компании прекрасно чувствуют спрос: Крым сегодня популярен, о нём говорят, сюда хотят ехать. Соотношение рубля, доллара и евро изменилось. Отдых за границей не смертельно, но подорожал. К тому же санкции заставляют серьёзных туроператоров, просчитывающих свою экономику и прибыль, обратить внимание на потенциал внутреннего туризма. Байкал, Алтай, Камчатка, Карелия, Кавказ – сколько открытий можно сделать в родной стране! И Крым в этой цепочке, наверное, сегодня первый по популярности и насыщенности информационного потока отсюда на всю Россию. 

Фирма-прокладка за спиной министра

Представители «Пегаса» дважды пытались при посредничестве Минкурортов организовать встречу с руководителями объектов размещения туристов Крыму. Причём санаториев, пансионатов и лагерей прежде всего республиканского подчинения. Однако из 150 приглашённых начальников явиться на серьезный разговор соизволили всего 30. В итоге «Пегасу» ведомство Елены Юрченко смогло гарантировать всего 150 мест. Подобный результат вице-премьер Бальбек и назвал саботажем, что наносит вред бюджету республику и всем крымчанам: «Частная компания готова взять на себя все риски по убыткам, если такие будут. Она вводит цивилизованные, рыночные формы организации туристического процесса. Мы не вкладываем ни копейки, а «Пегас» везёт туристов, которые оставляют свои деньги в наших местах отдыха, магазинах, кафе. Почему мы не должны содействовать приходу крупнейшего российского туроператора в Крым?»

 Елена Юрченко в ответ сказала, что «Пегас» не должен иметь никаких преимуществ перед другими игроками туристического рынка. Кстати, вице-премьер показал министру доверенность ГУП «Солнечная Таврика» от 30 декабря 2014 года за подписью директора этого государственного унитарного предприятия Республики Крым Елены Никитченко. Оказывается, «Таврика» доверила некоему ООО «ЕКС «Курортный магазин», назвав его «Агентом», совершать действия по реализации услуг «Принципала», то есть оказывать санаторно-курортные и гостиничные услуги и взимать деньги за них. Короче, «фирме-прокладке», как назвал её Бальбек, с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, учреждённой москвичом Леонидом Замятиным на пару с женой, поручалось продавать места в крымских санаториях, гостиницах и курортных объектах Крыма.

Может, по этой причине переговоры с «Пегасом» были сорваны, ведь ГУП «Солнечная Таврика» подотчетна именно Министерству курортов и туризма Крыма? Елена Никитенко уже не работает в «Солнечной Таврике», однако договор с «Куротным магазином» подписан до конца 2015 года. А ещё откроем «тайну», известную всем крымским СМИ: Никитенко и Юрченко работали вместе во властных органах Ялты. Оставим намёки, зададимся вопросом: неужели малоизвестное ООО надёжнее в деле строительства туриндустрии, чем авторитетный туроператор с дилерской сетью от Калининграда до Дальнего Востока?

Исправлять ситуацию с «Пегасом» Руслан Бальбек поручил другим сотрудникам. Проведя анализ прогнозируемой заполняемости мест в объектах размещения, помощник Главы Республики Крым Сергей Стрельбицкий доложил на совещании в присутствии Елены Юрченко, что за неделю удалось выявить 32 тысячи незабронированных койко-мест и 9 тысяч свободных номеров. Если этот ресурс состыковать с запросами «Пегаса», то его хватит, чтобы компания регулярно отправляла до 20-30 чартерных рейсов в Крым.

Дело за малым – наладить эффективный менеджмент в профильном министерстве, чтобы республика не потеряла очевидных преимуществ, которые даст ей сотрудничество с крупнейшим туроператором России.

Фото Сергей ПЛЕХАНОВ