Современники Пушкина смотрят на нас
Современники Пушкина смотрят на нас
20 августа 2020 - 15:14
Современники Пушкина смотрят на нас 20 августа 2020 - 15:14
Анна Зимина

Двухсотлетию путешествия А. С. Пушкина по Крыму посвящена уникальная выставка «Русский дворянский портрет пушкинской эпохи», открывшаяся в Воронцовском дворце.
Фото автора

В конференц-зале дворца ожила история. Государственный музей  А. С. Пушкина привез из Москвы редчайшую коллекцию – более 50 живописных парадных и камерных портретов  русских дворян, с большинством из которых поэт  был знаком лично, многим посвящал стихотворные и прозаические послания.

Выставка подготовлена Воронцовским и Пушкинским музеями при поддержке Министерства культуры Республики Крым.

Открыла выставку министр культуры Республики Крым Арина Новосельская.

— Выставка дает возможность крымчанам и гостям полуострова обратиться к удивительному творчеству и необыкновенной личности классика русской и мировой литературы Александра Пушкина, чье литературное наследие и художественные образы оказали колоссальное влияние на литературу, культуру и искусство. Это те  люди, которые делали  Россию Великой, создавали русскую державу,   — сказала министр. —  Крым оставил самые яркие и неизгладимые впечатления у Александра Сергеевича. «Бахчирасайский фонтан», «Пиковая дама»… А «Евгений Онегин», говорят, был навеян скалой у Гурзуфа.

Ситуация с коронавирусом не позволила  провести традиционный международный фестиваль «Великое русское слово», но  в следующем году обзязательно будет отражена  эта тема: 200-летие путешествия Пушкина по Крыму, подчеркнула министр.

— Никогда Крым никто не «перепрыгнет» — у нас не только прекрасный климат и культурные объекты, у нас есть главное — духовное наследие, которое мы бережём и популяризируем, — сказала в завершение Арина Новосельская.

Посетители увидели  портреты  Ивана  Голенищева-Кутузова, графа Николая Мордвинова и других государственных и военных деятелей. Московских и петербургских красавиц, кавалерственных дам и   франтов. Интересны детские лица и даже обстановка, в которой  воспитывались юные дворяне. Есть портрет Пушкина,  выполненный Г. Яниным в 1837 году – копия со знаменитого прижизненного портрета 1827 года работы В. Тропинина. А рядом портрет Натали  – уже Пушкиной-Ланской. Не той юной красавицы, какую  мы видели на знаменитых портретах, а той, какой она была в 1863 году.

Все портреты — оригиналы. Выполнены известными  русскими  и иностранными  портретистами:  И.  Вивьен де Шатобрен, И. Макаров, Б.-Ш. Митуар, Н.  Мыльников. А также  работы крепостных живописцев и неизвестных мастеров. Кисти крепостных художников принадлежат портреты представителей семьи Озеровых.

В Алупке останутся работы, посвящённые путешествию Пушкина.  Директор Государственного музея А. С. Пушкина Евгений Богатырев передал подарок директору Алупкинского музея-заповедника Александру Балинченко. Листы из большого альбома 1908 года с зарисовками путешествия Александра Сергеевича Пушкина по Крыму. «О друзьях думаешь, особым образом и готовишься», сказал при этом Евгений Анатольевич.  А также вручил А. П. Балинченко официальное письмо с приглашением войти в состав ученого совета Государственного музея А.С. Пушкина.

Фото автора

Только в Алупке и только оригиналы

Удалось побеседовать с директором  Государственного музея А. С. Пушкина Е. А.  Богатыревым.

— Евгений Анатольевич, эта выставка будет показана ещё где-то?

— Нет, только в Воронцовском дворце. Готовили наши специалисты, которые очень хорошо знают крымскую тему,  программно изучали Крым и персонажи, которые сопровождали Пушкина в  поездке. У нас в музее   есть даже отдельная тема и рассказ о Николае Семёновиче Воронцове.

—  Так что дружба с Алупкой давняя?

— Да, нас с этим музеем связывают   давние тёплые крепкие дружеские отношения. А в прошлом  году между ГАУК РК «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник» и Государственным музеем А. С. Пушкина подписано соглашение о сотрудничестве, результатом которого и стало открытие уникальной выставки «Русский дворянский портрет пушкинской эпохи».

— В чём заключается дружба музеев?

— Если музеи начинают дружить – это многообразие дел. Выставки, переписка, общение. Например, наши  сотрудники делают  открытие, важное для вашего музея. Или крымские специалисты, работая в наших фондах, находят что-то особенное. Идёт обмен.

— Например?

— Обратите внимание на портрет Котляревского. Тот самый Котляревский, о котором Пушкин писал в «Кавказском пленнике»:  «Тебя я воспою, герой, о Котляревский, бич Кавказа…» Это один из приближённых Воронцова. Боевые друзья со времён Отечественной войны 1812 года. Котляревский получил страшное ранение, думали даже, что не выживет. Стал инвалидом.  До конца жизни Николай Семёнович поддерживал этого героя войны.

Сам портрет – открытие. Были известны его репродукция и плохого качества литография.  И  вдруг мы находим в частной коллекции оригинал! Это важное событие не только для наших двух музеев, но и для  русской культуры.

— На выставке оригинал?

— Конечно. Все работы  — это оригиналы позапрошлого века.  Реставрацию картин проводили в нашей реставрационной мастерской. Как и реставрацию рам – они тоже исторические, с использованием золота.

Выставка «Русский дворянский портрет пушкинской эпохи» будет экспонироваться в конференц-зале Воронцовского дворца до 15 октября 2020 года.