Сначала мост надо придумать…
Сначала мост надо придумать…
28 мая 2015 - 10:01
Сначала мост надо придумать… 28 мая 2015 - 10:01
Сергей Максимов

Керчанам подробно рассказали, почему транспортный переход стал намного длиннее и как строители сберегут окружающую природу

Из более чем 70 вариантов межведомственная рабочая группа по обеспечению Крымского полуострова транспортным сообщением одобрила создание транспортного перехода через Керченский пролив в Тузлинском створе. Длина моста – 19,5 км. 

Интересы государства при строительстве представляет «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань» Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «Тамань»). Единственным исполнителем работ по проектированию и строительству моста является ООО «Стройгазмонтаж» (СГМ). 

Планируется, что в техническом рабочем режиме керченский мост начнут эксплуатировать в декабре 2018 года, а полностью сдать в строй его должны к июлю 2019-го. Недавно Минтранс РФ сообщил, что продолжается работа над соединением действующих автомобильных и железнодорожных систем Таманского и Крымского полуостровов с мостом через Керченский пролив. Подходы будут строить параллельно с возведением самого искусственного сооружения в Тузлинском створе.

Текущий момент

Сейчас на месте будущего строительства идет разминирование и археологическое обследование наземной и донной территорий, ведутся геодезические и кадастровые работы. Земля эта, где во время войны шли жестокие бои, напичкана взрывоопасными предметами. Поэтому обследовать надо 400 га суши и 200 га морского дна. Уже нашли 68 фрагментов бомб времён Великой Отечественной войны, в том числе обезврежена авиабомба весом более 250 кг.

Власти Керчи выделили земли для размещения строительного городка, где будет смонтирован бетонный узел, появится площадка для складирования материалов. Работы по строительству подходов начались и на таманском берегу. Обустраиваются строительные городки. Некоторые рассчитаны для компактного проживания порядка 4 тысяч рабочих. Также идёт строительство технологических дорог и временного моста в Керченском проливе, по которым станут доставлять конструкции и стройматериалы.

Но параметры будущего керченского моста пока носят предварительный характер. Только-только сформирована команда для работы над проектом мостового перехода под руководством генерального проектировщика транспортного перехода через Керченский пролив Вадима Волкова из ЗАО «Гипростроймост-Санкт-Петербург». 

Почему путь стал длиннее

Об этом в Керчи рассказал Вадим Анатольевич на общественном обсуждении технического задания и материалов оценки воздействия на окружающую среду при проведении инженерных изыс­каний. Их планируется завершить до конца лета. На основе полученных исходных данных и будет создан проект мостового перехода.

Разработчики проекта делают акцент на полноценной экологической экспертизе. Именно по причине минимального негативного воздействия на окружающую среду из двух основных вариантов соединения двух полуостровов окончательный выбор пал на маршрут по Тузлинскому створу – самый южный из предложенных и самый длинный по протяженности. К тому же учитывалась угроза срыва работы действующей паромной переправы, если бы строительство моста длиной 
6,5 км велось от косы Чушка.

– Мы бы парализовали переправу, доставку грузов и пассажиров на полуостров, – объяснил зам. начальника управления проектирования и строительства автомобильных дорог федерального дорожного агентства Александр Смирнов. – Кроме того, коса Чушка – очень узкое место, и разместить там строительные площадки невозможно. Следующий аргумент: мы попадаем фактически в центр Керчи, а весь транзитный поток пошёл бы через жилые кварталы. Надо было строить дорогостоящий обход, а эта территория не исследована в археологическом, геологическом и прочих смыслах. Проект с шестикилометровым переходом экологически гораздо более тяжёл, чем тот, который принят.

А Вадим Волков добавил, отвечая на вопрос одного из беспокойных слушателей общественного обсуждения:

– Трасса перехода изначально выбиралась с учётом того, чтобы обойти стороной мыс Ак-Бурун и крепость Керчь. Могу предположить, что после постройки моста при движении по нему крепость Керчь будет достаточно эффектно смотреться и станет визитной карточкой Крыма, как «Ласточкино гнездо» или памятник героям Севастополя. Мы заключили контракт с Институтом археологии Российской академии наук, сотрудники которого будут вести подготовку мест изысканий на наличие памятников архитектуры. 

Большую часть стройматериалов генподрядчик предполагает доставлять в Крым морским путём, чтобы по максимуму задействовать керченский и другие порты, дать работу людям и уберечь местные дороги от разрушения армадой многотонных грузовиков.

Не навредить ни людям, ни рыбам, ни птицам

Общественные слушания в Керчи вызвали интерес горожан. В культурном центре им. Ю. Богатикова собралось около 200 человек. Никто не выступал против моста, но доклад Татьяны Душиной, начальника отдела разработки природоохранной документации ООО «СТГ-Эко», об оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) при выполнении инженерных изысканий выслушали придирчиво. Труды экологов воплощены в 8 томов, все последствия и риски от хозяйственной деятельности на первом, пока ещё исследовательско-проектном, этапе строительства моста описаны до мелочей. Предварительно экологи сделали замеры на улицах Керчи и Таманском полуострове, изучили розу ветров, провели пробы воды, даже смоделировали уровень возможного шума и высчитали акустическое воздействие от работы буровых установок, их электростанций, морской и грузовой техники при наихудших условиях. Ущерб прогнозируется минимальный, в том числе от воздействия на водные биоресурсы. 

Как заверила Душина, изыскания не отразятся на снижении улова рыбы в Керченском заливе, а специалистами Краснодарского филиала ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии рассчитан ущерб от действий мостостроителей.

Больше пострадают птицы, ведь территория, где развернутся основные работы, частично проходит через Таманско-Запорожский охранный заказник. Плюс участок зоны интенсивного природопользования включает в себя озеро Тузла, 300-метровую зону акватории Таманского залива от Тузлинской косы и саму косу. Вести здесь хозяйственную деятельность можно, но с уважением к обильной и разнообразной орнитофауне. Птицам грозит сокращение площади мест обитания и кормовых угодий, шум и визуальное влияние, поэтому под запрет подпадает движение транспорта, помимо утверждённых постоянных маршрутов трасс, запрет на охоту персонала стройорганизаций, любые стоки отработанных вод и токсичных веществ. Ежемесячно будут проводить экологический контроль и мониторинг.

Керчане на слушаниях оценили эти усилия. После внесения замечаний и правок, учитывающих мнение общественности, на что по закону отводится 30 дней, документацию передадут на рассмот­рение в Главгосэкспертизу.

Компонент среды, вид воздействия Рассчитанная сумма ущерба Компенсационные выплаты/мероприятия
Водные биоресурсы 216 167,60 рубля Выпуск в водоём 16 458 шт. молоди осетра русского
Орнитофауна 2 891 731,46 рубля В натуральном виде путём реализации природоохранных мероприятий либо путём выплаты в федеральный и региональный бюджеты
Атмосферный воздух 4 272,21 рубля Выплаты в федеральный и региональный бюджет

Цифра

228 млрд. 300 млн рублей – утверждённая сметная стоимость строительства моста через Керченский пролив. 

Фото автора.