Смертельные небеса
Смертельные небеса
31 марта 2015 - 16:02
Смертельные небеса 31 марта 2015 - 16:02
Екатерина Зуева

Война ради нефти и убийство ради своих амбиций

Прошедшая неделя отмечена двумя эпизодами, связанными с авиацией: Саудовская Аравия вместе с союзниками начала бомбардировки Йемена, и упал в горах самолет авиакомпании Germanwings. 

Нефть, залив, два религиозных течения

На и без того богатом различными большими и малыми региональными конфликтами Ближнем Востоке в полную силу заявил о себе ещё один. Теперь стало совсем жарко в Йемене. Жарко настолько, что в этот конфликт вмешались государства-соседи.

А все началось с того, что 22 января этого года и правительство Йемена, и президент страны Абд-Раббу Мансур Хади подали в отставку. Причина такого радикального решения – фактический захват столицы, города Сана, мятежниками-боевиками из группировки «Ансар Алла» («Партизаны Алаха». – Ред.). Основой конфликта, приведшего к фактическому свержению государственной власти, стали религиозные противоречия. Мятежники являются мусульманами-шиитами, тогда как официальная религия в Йемене суннизм.

Произошедшая смена власти грозит кардинальными изменениями в региональном раскладе сил. Ведь получись у мятежников (поддерживаемых Ираном – главным оплотом шиитов) обеспечить полный контроль над Йеменом, это создаст большие проблемы Саудовской Аравии. Последняя – главный проводник суннизма и по этой причине антагонист Ирана. 

И вот на границе с Саудовской Аравией начинает оформляться власть с «неправильной» религией. Кроме того, если взглянуть на карту, можно увидеть, что у Йемена стратегически важное расположение: есть выход и к Аденскому заливу, и к Красному морю, где проходят очень многие международные морские пути. В том числе перевалка той же саудовской нефти. А что может происходить с кораблями в этом регионе, наглядно показали сомалийские пираты (Сомали находится на другом берегу Аденского залива).

Понятно, что перспектива религиозно-транспортной нестабильности Саудовскую Аравию никак не устраивала. Поэтому 26 марта эта страна начала военную кампанию против мятежников. Целью операции, получившей название «Буря решимости», является защита законного правительства Йемена. Началась эта кампания авиаударами по ополченцам. В частности, по аэропорту Саны. На стороне саудовцев выступили еще 9 государств (ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Катар и другие), что позволяет говорить о полномасштабной военной интервенции.

Поддержали (что неудивительно) эту кампанию и США. Правда, пока не прямым участием военных, а предоставлением спутниковых снимков и другой разведывательной информации для более эффективных бомбардировок. Мотив американцев понятен: чем дольше будет длиться этот конфликт, тем дороже будет нефть. А это значит, что российская экономика получит больше возможностей для развития, чего американцы допустить никак не хотят. 

Россия, к слову, также оказалась вовлечённой в это противостояние. Но не в военном, а в дипломатическом аспекте. По словам заместителя министра иностранных дел РФ Михаила Богданова, конфликтующие стороны обратились к России за содействием в урегулировании конфликта. Москва выступает за прекращение военных действий в Йемене, против эскалации обстановки, которая может привести к развалу страны, «что случилось в Ливии и происходит в Сирии», заявил по этому поводу дипломат.

«Штопор» отчаяния

До сих пор одной из главных тем в глобальном информационном пространстве остается трагедия, произошедшая 24 марта. Самолет Airbus A-320 авиакомпании German­wings, выполнявший рейс из Барселоны в Дюссельдорф, разбился на юге Франции. Причиной катастрофы, унесшей жизни 150 человек, стало поведение второго пилота. Выждав момент, когда командир корабля покинет кабину, Андреас Любиц заперся в ней и направил аэробус в штопор. Попытки командира открыть кабину, в том числе и вырубить дверь топором, успехом не увенчались.

Сейчас, естественно, обсуждают множество предположений, что подвигло пилота-самоубийцу на такой жест отчаяния. Одни говорят про психическое расстройство, якобы 27-летний пилот тайно употреблял психотропные препараты, которые были обнаружены при обыске в его квартире. Другие говорят, что таким образом Любиц выразил протест нежеланию доверить ему управление более вместительными (и, соответственно, более престижными для авиаторов) Airbus A-380 или Boeing-747. То есть таким вот образом отомстил за нереализованные амбиции. Наверняка появятся и другие объяснения, вплоть до очередных происков мировой закулисы.

Мы же скажем вот о чём. Какими бы совершенными не были современные самолеты и средства авиационной безопасности, человеческий фактор все равно остается решающим. И даже в таких странах, как Германия, с ее скрупулёзным отношением ко всему (в том числе и к подбору персонала в авиакомпании) случаются сбои. Человека нельзя при всём желании многих запрограммировать на выполнение тех или иных действий без чувств и эмоций. Поэтому всегда будет оставаться место для подобных инцидентов. Остается только надеяться, что такие эмоции одного человека не окажутся фатальными для многих.

Фото: ibtimes.co.uk