След медведя: важна ли игрушка в развитии малыша и зазорно ли взрослым хранить мягкого друга
След медведя: важна ли игрушка в развитии малыша и зазорно ли взрослым хранить мягкого друга
19 ноября 2021 - 17:47 Фото: Наталья Сомова
След медведя: важна ли игрушка в развитии малыша и зазорно ли взрослым хранить мягкого друга 19 ноября 2021 - 17:47
Ольга Нагорная

 

19 ноября в России отмечается День плюшевого мишки. Трудно представить человека, у которого в детстве не было этой игрушки. А так ли она важна в развитии малыша и зазорно ли хранить мягкого друга, став взрослым?

Всё равно его не брошу…

Все мы сопереживали героине знаменитого стихотворения Агнии Барто о любимом мишке, пусть и с оторванной лапой. Плюшевый мягкий медведь – одна из самых распространённых по всему миру детских игрушек. И любовь к нему со сменой поколений не иссякает. Тайну этой привязанности к плюшевым зверятам знают психологи.

Психолог, гештальт-терапевт Людмила Серёгина говорит:

– В детской психике игрушка имеет огромное значение. Это предмет, который участвует в развитии мышления и воображения. Если мы берём именно психическое развитие ребёнка, то имеет большое значение мягкая игрушка, которую кладут к нему в кровать. Она выполняет функцию переходного объекта, когда родители начинают укладывать сына или дочь спать отдельно. Как раз на этот переходный объект (игрушку) ребёнок проецирует и защитные функции, и понимание, что он не один. Так малышу легче успокаиваться.

Друзья, подружки не игрушки?

К сожалению, бывает так, что человек продолжает перекладывать ответственность за свои чувства на внешний объект, став взрослым. Парадоксально, но это происходит как раз если у ребёнка не было той самой любимой игрушки. Вот что об этом говорит психолог:

– Очень важно: если переходного объекта не было в детстве, тогда им может стать во взрослой жизни окружение. То есть формируется круг опорных людей, по принципу «вместе не страшно». Это встречается и у подросших детей, и у подростков, и даже у взрослых.

Шах и мат

Возникает вопрос, а стоит ли сохранять свои детские игрушки на память в зрелом возрасте?

– Привязанность к игрушке может сигнализировать о том, что у человека есть сложности с привязанностью к близким – родителям, братьям, сёстрам и т. д., – отмечает Людмила Серёгина.

Но некоторые сохраняют игрушки – у себя или в родительском доме – по другой причине, говорит специалист. Таким образом они сохраняют связь со своим детством, отчим домом. Местом, где им было хорошо и комфортно, где о них заботились. Человек иногда берёт во взрослую жизнь игрушку как часть этого состояния, как его символ. Но одно дело, когда плюшевый друг уютно примостился на верхней полке, и совсем другое, когда он активно используется для игр.

– Когда в игрушки играет взрослый, здесь скорее идёт речь о фантазийном мире человека. Точно такую же функцию выполняют фильмы и книги. То есть это не про инфантильность, а, скорее, про неадаптивность взрослого, который плохо переносит реальность, события, происходящие вокруг. Он может уходить от них в этот игровой мир. Возьмём, например, шахматы. По сути, это тоже игра «в куколок». Но она стратегическая. И никто же не говорит, что любовь к шахматам свидетельствует об инфантильности. Но это тоже может быть своеобразным способом спрятаться от реальности.

Кроме того, иногда, если в детстве не была реализована какая-то потребность, человек может всю жизнь бессознательно её реализовывать. Например, коллекционировать кукол, машинки и т. д., как бы добирая неполученные эмоции.

Напоследок мы поинтересовались у эксперта, почему иногда дети выбирают страшные, неприглядные или, скажем так, «травмированные» игрушки.

– Так образы и фантазии, которые пугают ребёнка, он выносит во внешний объект. И тогда уже он может с этим объектом что-то делать, то есть управлять ситуацией. Уже нет того бессилия, когда он что-то чувствует и не может справиться с эмоциями. Например, если это какая-то страшная кукла, ребёнок может её уничтожить, подружиться или как-то изменить. У него появляется власть над своими эмоциями.

Как может сказаться на психике ребёнка успех, пришедший в раннем возрасте >>