Штрафная душа: они шли впереди, защищая Родину и свою жизнь
Штрафная душа: они шли впереди, защищая Родину и свою жизнь
14 ноября 2019 - 14:15
Штрафная душа: они шли впереди, защищая Родину и свою жизнь 14 ноября 2019 - 14:15
Никита Петров

Участие в Великой Отечественной войне штрафников – очень сложная и деликатная тема. Слишком уж много мифов вокруг неё создано. Большей частью они направлены на то, чтобы уменьшить значение Победы советского народа в этой страшной войне. Но и обойти её тоже нельзя. Как нельзя забыть подвиг этих людей, оставшихся в живых и павших в боях за Родину.
Высадка морского десанта. Великая Отечественная война.

По опыту арестантских рот

Штрафные части в виде отдельных батальонов и рот были созданы в составе фронтов и армий в августе – сентябре 1942 г. на основании приказа № 227 от 28 июля 1942 г. Народного комиссара обороны и Верховного главнокомандующего. Это объяснялось крайне тяжёлой обстановкой, сложившейся летом 1942 г. При создании этих частей использовался опыт арестантских рот и дисциплинарных батальонов дореволюционной русской армии и создание штрафных частей в германской армии во время её поражений зимой 1941-1942 гг. на советско-германском фронте.

Штрафные батальоны создавались в составе фронтов для отбывания наказания по приговору военных трибуналов в боевой обстановке командным (офицерским) составом, совершившим различные воинские и другие тяжкие преступления, каравшиеся по закону военного времени. Штрафные роты создавались в составе армии и предназначались для отбытия наказания красноармейско-краснофлотским и сержантско-старшинским составом.

Штрафными частями и подразделениями в них командовали обычные офицеры, направляемые по добровольному принципу и в связи с этим пользовавшиеся целым рядом льгот. В штрафных батальонах были подразделения, укомплектованные не штрафным личным составом: артиллерийская и миномётная батарея, сапёрный взвод, взвод связи, медицинские и другие. 

 

И никаких заградотрядов

Эти части действовали, как правило, на наиболее тяжёлых участках наступления, впереди основных боевых порядков обычных боевых частей и соединений, которым они придавались для прорыва обороны противника. Естественно, никаких заградотрядов и нквдистов с пулемётами, как это показывают иногда в современном кино, за их спинами не было и близко.

Во время боев за Севастополь в апреле – мае 1944 г. в составе освобождавшего город 4-го Украинского фронта действовали 6-й отдельный штрафной батальон, 221-я и 354-я отдельные штрафные роты Приморской армии, несколько штрафных рот 2-й гвардейской армии и 472-я отдельная штрафная рота Черноморского флота. После освобождения Севастополя последняя была включена в состав 83-й бригады морской пехоты, а затем вместе с ней в состав Дунайской флотилии. Закончили штрафники свой боевой путь в столице Австрии Вене.

 

«И вина будет снята с каждого»

Наиболее тяжёлые испытания выпали на долю штрафников, которые высаживались в первой волне Керченско-Эльтигенского десанта осенью 1943 г. – 613-я отдельная штрафная рота и 588-й отдельный штрафной взвод, сформированный из осуждённого командного состава Новороссийской военно-морской базы. Многие тогда понимали, что они получают с большой вероятностью «билет в один конец». Но законы военного времени суровы, временами жестоки, но адекватны войне. 

Известно, что перед посадкой на высадочные средства, штрафников напутствовал лично генерал Иван Ефимович Петров, командовавший Отдельной Приморской армией: «Зацепитесь за керченский берег, и вина будет снята с каждого».

613-я рота имела задачу взять высоту 47,7. 588-й штрафной взвод должен был захватить порт Камыш-Бурун. Штрафники сделали что могли и даже больше. Они первыми прорвали неприятельскую оборонительную линию и обеспечили выход на границу захваченного плацдарма. Ни один из командиров не прятался за спинами бойцов. К концу боёв весь командный состав роты и взвода был убит или ранен.

 

На безымянной высоте

Сегодня многие авторы стыдливо уходят от темы штрафников в освобождении Крыма. Но есть имя, которое не позволяет забыть об их подвиге. Это лейтенант Алексей Денисович Шумский, Герой Советского Союза, командир взвода 613-й отдельной штрафной роты Черноморского флота. Его подчинённые обеспечили выполнение ротой боевой задачи и взяли с высоту 47,7, которая больше известна жителям Керчи как «высота Шумского». А тогда вместе с 386-м отдельным батальоном морской пехоты штрафники высадились на северной окраине поселка Эльтиген, затем вышли на мыс Камыш-Бурун, где захватили артиллерийскую батарею, прожекторную станцию и другие позиции. После этого взвод Шумского штурмом овладел господствующей высотой 47,7, чем обеспечил прикрытие левого фланга батальона. Вместе с 18 бойцами-штрафниками лейтенант в течение дня удерживал высоту, отразив большое количество контратак противника. Гитлеровцы заняли высоту только после гибели её последнего защитника. И никаких пулемётов, никаких заградительных отрядов за их спинами не было. Да и не нужны они были – каждый знал, за что сражается. В этом бою погиб и их храбрый командир. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1943 г. за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, лейтенанту Шумскому Алексею Денисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Имя героя увековечено на мемориальном комплексе на горе Митридат под Керчью, а одна из городских улиц носит его имя.

Кроме Шумского, за бои в Эльтигене ещё трое штрафников получили звание Героя Советского Союза раньше их формальной реабилитации. Они искупили вину, теперь наш долг сохранить память о них…