Штрафы, пробки и электросамокаты: интервью с начальником крымского ГИБДД Анатолием Борисенко
Штрафы, пробки и электросамокаты: интервью с начальником крымского ГИБДД Анатолием Борисенко
03 июля 2021 - 10:07
Штрафы, пробки и электросамокаты: интервью с начальником крымского ГИБДД Анатолием Борисенко 03 июля 2021 - 10:07
Елена Озерян

3 июля исполняется 85 лет ГАИ-ГИБДД МВД России. С момента своего создания и по сей день главной задачей Госавтоинспекции остаётся сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения, а также обеспечение безопасности и порядка на дорогах страны. О том, как сегодня в регионе реализуются эти функции, «Крымской газете» рассказал начальник Управления ГИБДД МВД по Республике Крым полковник полиции Анатолий Борисенко.

ТАМ, ГДЕ НУЖНЫ

– Анатолий Владимирович, сотрудники Госавтоинспекции Крыма и вы лично принимали участие в ликвидации последствий наводнений в Керчи, Ялте и других населённых пунктах. Чем именно занимались?

– Уже в первый день введения режима ЧС в Керчи мы с главой Крыма Сергеем Валерьевичем Аксёновым отправились в этот город, чтобы на месте определить объёмы спасательно-восстановительных работ.

Когда беда пришла в Ялту, министром внутренних дел по Республике Крым Павлом Карандой было принято решение откомандировать туда меня и экипажи ДПС. Наши ребята круглосуточно обеспечивали (и продолжают это делать) безопасность дорожного движения, ограничивали въезд транспорта, чтобы у спецтехники была возможность работать беспрепятственно – вывозить мусор, расчищать завалы, ликвидировать последствия стихии.

Мы занимались эвакуацией транспортных средств, затопленных в реках, снесённых в овраги, застрявших под мостами. Вот посмотрите (показывает несколько видео на своём мобильном телефоне. – Ред.): здесь идёт эвакуация экскаватора, который селем снесло в речку, а с помощью этого крана высотой 35 метров из 50-метровой пропасти вытаскивали автомобили, занесённые илом (на видео главный гаишник Крыма в сапогах по колено и в грязи наравне со всеми участвует в ликвидации последствий ялтинского потопа. – Ред.).

– Со строительством Крымского моста нагрузка на сотрудников Госавтоинспекции РК значительно возросла. Техническое оснащение службы помогает с ней справляться?

– Не то слово. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» мы получили большое количество современных транспортных средств. Благодаря главе Крыма для сотрудников Госавтоинспекции были закуплены новые служебные автомобили – «Шкоды», «Тойоты», мотоциклы. Не говорю уже о технических средствах для фиксации правонарушений на дорогах Крыма. К примеру, комплексы фото- и видеофиксации, установленные на трассе «Таврида», позволяют нам в режиме онлайн отслеживать движение транспорта. И в случае нарушения ПДД, особенно скоростного режима, в автоматическом режиме выносить соответствующие постановления таким горе-водителям.

Рассматриваем вопрос установки на Ялтинской объездной дороге Симферополя камер фото- и видеофиксации для регистрации запрещённых обгонов и выездов на встречную полосу.

А что касается нагрузки, приведу статистические данные: сегодня в среднем в сутки в Крым только по Крымскому мосту заезжает 10-11,5 тыс. транспортных средств, выезжает с полуострова 8-9 тыс. То есть ежедневно в регионе «оседает» около двух тысяч автомобилей. Если взять цифры с момента открытия Крымского моста, на сегодняшний день к нам заехали и не выехали 112 тыс. машин, они остались на территории республики. В июне на полуостров въехали 188 тыс. авто, а выехали 160 тыс. То есть 28 тыс. транспортных средств катаются по Крыму. А теперь давайте представим, какой была бы обстановка на дорогах с учётом местного транспорта в Приморском, Береговом, если бы не было трассы «Таврида». Они бы захлебнулись от такого потока автомобилей.

Кроме того, в прошлом месяце через пропускной пункт «Армянск» на границе с Украиной в Крым «зашло» 2420 единиц транспорта, а в Джанкое – 2050.

НОМЕР НЕ ПРОЙДЁТ

– Могут ли злостные нарушители ПДД уйти от наказания?

– Безнаказанными такие водители точно не останутся, несмотря на всякие уловки. В настоящее время, например, мы серьёзно занимаемся проблемой якобы бесхозных автомобилей. Есть много снятых с учёта транспортных средств или тех, владельцы которых умерли. Но на этих машинах продолжают ездить другие люди, нарушают ПДД и думают, что им это сойдёт с рук, потому что уведомления о штрафах приходят на несуществующих людей. Увы, этот номер не пройдёт. Мы заносим такие авто в базу системы «Поток» и отслеживаем их. Точно так же, как и водителей, которые имеют большое количество нарушений ПДД, но пытаются уйти от ответственности.

Эта работа ведётся постоянно. И чем больше будет установлено камер на дорогах Крыма, тем проще будет отслеживать трафик движения этих транспортных средств.

Как опротестовать штраф, выписанный после фиксации авто на камеру >>

– Сотрудников Госавтоинспекции специально этому обучаете?

– Они учатся в процессе работы. Инспектор ДПС стоит на линии и следит за соблюдением ПДД, в центре видеофиксации и дежурной части онлайн тоже видят транспортное средство, которое «забито» в ориентировку по тому или иному правонарушению. Информация передаётся ближайшему наряду ДПС, который задерживает нарушителя.

– И тем не менее, судя по сводкам, количество ДТП на наших дорогах, к сожалению, не уменьшается… Как и нарушений ПДД.

– Всё объяснимо: чем больше в регионе транспортных средств и камер видеофиксации, тем больше они регистрируют нарушений ПДД. Если же говорить об аварийности, то по сравнению с прошлым годом число погибших в ДТП снизилось на 20%. Этому способствовала в том числе реализация нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», поскольку он предусматривает, к примеру, обустройство оборудованных пешеходных переходов.

– Электросамокаты свою лепту в показатель аварийности на крымских дорогах уже вносят?

– Если мы не будем обращать внимание на эту категорию транспортных средств и в законодательном поле что-то предпринимать, количество аварий с участием данного вида транспорта будет только расти. Шутка ли, на МКАД был задержан гражданин, который ехал на электросамокате со скоростью 100 километров в час. Это к вопросу о том, что те, кто пользуется таким транспортом, просто обязаны знать и соблюдать ПДД. Более того, необходимо запретить движение этих средств по общественным дорогам и разрешить пользоваться ими только на велосипедных дорожках или в специально отведённых местах. И это должно быть закреплено законом.

ПДД – С ДЕТСАДА

– Стоит ли, на ваш взгляд, увеличивать штрафы за нарушение ПДД?

– Я считаю, что штрафы за нарушения ПДД, которые влияют на аварийность на дорогах, надо увеличивать. А за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, была бы моя воля, и вовсе лишал бы водительского удостоверения пожизненно.

А если говорить в целом, то всё новое – это хорошо забытое старое. Возможно, стоит вернуть прежнюю практику, когда до уплаты штрафа сотрудники ГАИ изымали у нарушителя ПДД водительское удостоверение и выдавали ему временный талон. Более того, раньше после уплаты штрафа у Госавтоинспекции было право направить водителя на проверку знаний ПДД. Но главное, следует, в том числе и в СМИ, постоянно вести профилактическую работу среди водителей и других участников дорожного движения, информировать их об основных причинах ДТП. Мы ведём активную работу в этом плане в детских садах по линии ЮИД (Юные инспекторы движения. – Ред.).

– Курортный сезон в Крыму в разгаре, увеличилось количество перевозок туристических групп, в том числе детских. Как ваше ведомство контролирует этот процесс?

– В первую очередь обращаем внимание на техническое состояние транспортного средства, правильность оформления перевозки, опыт водителя, соблюдение им ПДД в целом. К сожалению, вынужден отметить, что организаторы турпоездок, экономя средства, часто заказывают автобусы у лиц, которые не имеют на это соответствующих документов. Мы давно уже говорим о том, что необходимо на каком-то сайте обозначить перевозчиков, имеющих безупречную репутацию, оборудованные по всем правилам транспортные средства. Кстати, многие школы перед тем как организовывать турпоездку для детей, обращаются за консультацией к нам, в технический отдел Госавтоинспекции, сотрудники которого знают или могут получить информацию о перевозчиках и их транспортных средствах, в том числе и в других регионах РФ, если не обо всех, то почти обо всех.

Все пути ведут в Крым: дорога к пляжу становится всё комфортней и быстрей >>

– Сегодня все мы видим, что Симферополь практически ежедневно стоит в пробках. Да и другие крымские города догоняют столицу в этом плане. Как решать эту проблему?

– Количество транспорта выросло в несколько раз, а городские дороги, архитектурные особенности того же Симферополя таковы, что без серьёзных капиталовложений избавиться от пробок невозможно. Хотя частично, например, за счёт строительства объездной дороги трасса «Таврида» – микрорайон Маршала Жукова – Дубки, проблему удаётся нивелировать. Сейчас рассматривается вопрос перенаправления транзитного транспорта с трассы «Таврида» через Трудовое и Ивановку на Перевальное. Это тоже поможет разгрузить Симферополь. А главное, серьёзно прорабатывается вопрос создания в Симферополе Крымского центра управления дорожным движением, на который будут замкнуты все светофоры республики, и оператор в режиме онлайн сможет регулировать их работу, чтобы не возникало пробок и можно было решать ту же проблему парковки транспортных средств, мешающих движению. Рассматриваются также варианты строительства платных и бесплатных парковок. То есть это комплексная программа, которая будет реализовываться по мере финансирования. Похожая уже реализуется в Москве, и её результаты очевидны.

Да, нам хотелось бы сделать всё быстро, как старик Хоттабыч. Увы, так не бывает. За время пребывания Крыма в России в сфере безопасности дорожного движения на полуострове сделано очень многое. Да, есть неудобства. Сегодня мне звонили из Сак, жаловались, что автомобилям пришлось стоять в пробке больше часа. Но там сейчас делают четырёхполосную дорогу, надо потерпеть.

УКОЛОЛСЯ – И ПОШЁЛ

– Сотрудники ГИБДД Крыма прививаются от COVID?

– Все имеют средства индивидуальной защиты, соблюдают рекомендации Роспотребнадзора. Есть те, кто переболел, у них пока сохраняется высокий уровень антител, есть много привитых. Лично я уже получил две дозы вакцины.

– Приходится ли вашим подчинённым выполнять задачи, которые не входят в их обязанности?

– Служба ГИБДД – это служба, которая у всех на виду, мы всегда стоим на передовой. И иногда к нам обращаются граждане не только по вопросам безопасности дорожного движения. Очень много случаев, когда наши ребята сопровождают людей в больницу, роддом, оказывают помощь автотуристам в ремонте транспорта. И преступников приходится ловить по горячим следам. Мы же сотрудники полиции и, как все остальные её подразделения, обязаны защищать наших граждан.

– Желающих работать в Госавтоинспекции Крыма много?

– Интерес, в первую очередь у молодёжи, к работе в нашей структуре есть. Особенно в районах республики, удалённых от Симферополя. Идут к нам служить в том числе из других регионов России. Есть семья, где муж и жена – сотрудники ГИБДД. Переехав в Крым, они пришли работать к нам.

– Наверняка им есть чему поучиться у крымских коллег. Ведь многие имеют уникальный опыт работы в ГАИ трёх государств – СССР, Украины и России…

– У меня за плечами 35 лет работы в Госавтоинспекции. И могу сказать, в целом, независимо от того, какое это было государство, функции нашей службы остаются одинаковыми: обеспечение безопасности дорожного движения и охрана общественного порядка. Да, некоторая специфика есть. Если взять СССР, тогда жёстче относились к нарушителям ПДД, как я уже говорил, у таких водителей забирали права, за отсутствие некоторых документов могли поставить их транспортное средство на штрафплощадку, за неправильную парковку снимался номерной знак автомобиля. Жизнь не стоит на месте, диктует новые правила, мы используем иные технические средства в работе. Но нахождения инспектора ГИБДД на дороге не заменит ничто – никакая видеокамера не придёт на помощь ни водителю, ни пассажиру. Да, в аэропорту, пунктах пропуска на границе наших гостей первыми встречают сотрудники погранслужбы, таможни, Роспотребнадзора. Но первые, кого видят заезжающие на полуостров по Крымскому мосту, – это сотрудники ГИБДД Керчи. Мы же не просто так у въезда в Крым с моста установили баннер: «ГАИ Крыма приветствует дисциплинированных водителей!».

– Поступают ли жалобы от водителей из других регионов страны на ваших подчинённых? Какую характеристику дают им?

– Зачастую говорят: строгие, но справедливые. Инспектор на дороге – это прежде всего тонкий психолог. И каждая ситуация по-своему уникальна. Были, например, случаи, когда человек грубо нарушил ПДД, проехал на красный свет светофора. Его остановили, он подбегает к инспекторам и говорит: «Ребята, пожалуйста, сопроводите, у меня жена рожает!». Не вопрос, все мы люди. Но бывают случаи, когда водитель, извините, нагло нарушает ПДД. Здесь разговор другой – отвечай по закону. Были случаи, когда люди ехали из Ялты, опаздывали на самолёт, инспекторы ДПС пересадили их на свой автомобиль и доставили прямо в аэропорт. Потом приходили письма с просьбой объявить благодарность этим сотрудникам.