Самые распространённые способы афер, от которых пострадали россияне в ушедшем году
Самые распространённые способы афер, от которых пострадали россияне в ушедшем году
18 января 2021 - 14:37 Изображение: googleusercontent.com
Самые распространённые способы афер, от которых пострадали россияне в ушедшем году 18 января 2021 - 14:37
Ванда Язвицкая

Прошлый год отметился не только наступлением пандемии COVID-19, но и появлением относительно новых схем, с помощью которых мошенники успешно обманывали россиян. Причём далеко не все такие случаи стали основанием для возбуждения уголовных дел.

«ГОСУСЛУГИ» В ПОМОЩЬ

Конечно же, мошенники умеют использовать любые информационные поводы для удовлетворения своих потребностей в отъёме денег. Перестроились они и на фоне коронавируса. Например, весьма активно навязывали некие «очистители воздуха», якобы убивающие вирус, маски с фильтром, которые вроде как «отсеивают» именно этот вирус. А чтобы покупатели, убедившись в неэффективности «прибамбаса», не смогли вернуть свои деньги, продают их по предоплате.

А вот другие (или те же самые?) аферисты рассылали гражданам сообщения о нарушении режима самоизоляции и даже выписывали штрафы – указывали номер телефона, на который нужно перевести оплату. Такие SMS крымчане стали получать с лета. В сообщении содержалась информация о необходимости оплатить штраф и приводились «реквизиты». По мнению адвоката Александра Гончарова, как и во многих других случаях, аферисты – это отбывающие наказание в колониях и тюрьмах преступники. Пока установка глушилок для мобильных телефонов в местах лишения свободы, уже одобренная Госдумой, ещё не реализована, у заключённых имеется доступ к телефонам и даже некоторым базам данных. Вот они и освоили способ зарабатывать на страхах людей перед вирусом.

Адвокат напоминает, что существует обязательная процедура взимания штрафов: должен быть составлен админпротокол и отправлен в суд. И только после решения суда вас могут привлечь к ответственности. А обо всех штрафах россияне могут узнать на портале «Госуслуги».

РАСЧЁТ НА ОБСЧЁТ

Как известно, в прошлом году с россиян сняли обязанность покупать и устанавливать электросчётчики – это должны делать энергоснабжающие компании. Но далеко не все граждане об этом знают, чем и пользуются аферисты. Например, есть немало фирм, занимающихся установкой счётчиков за наличные. Они обычно звонят от имени поставщика электроэнергии и сообщают, что электросчётчик уже устарел и необходимо его срочно менять, иначе счёт за энергию будет заоблачным. Так жители Севастополя получили массовые штрафы на десятки тысяч рублей за несанкционированную замену электросчётчиков. Оказалось, что сотрудники коммерческой фирмы представлялись работниками государственной энергокомпании и под угрозой штрафов и отключений требовали заменить приборы учёта на новые. Позже выяснилось, что эти «электрики» вовсе не имели права срезать пломбы. Кстати, за замену с пенсионеров брали от четырёх до пяти тысяч рублей, а вот в самой энергокомпании эта услуга стоила в три раза меньше. От этой аферы пострадали более 1,5 тысячи горожан пожилого возраста.

 

НА ОТДЫХ «В НИКУДА»

Как только был отменён режим самоизоляции, пол-России потянулось отдыхать на черноморское побережье. Спрос на путёвки, гостиницы и санатории в Крыму был огромный. Помочь отельерам удовлетворить этот спрос кинулись и различные мошенники – запустили липовые сайты сервисов бронирования отелей. Как отметили правоохранители, туристам продавали путёвки в закрытые или вообще несуществующие отели, гостиницы и дома отдыха.

Так, на начало августа были выявлены 24 интернет-страницы, предлагавшие бронирование в 13 средствах размещения в Крыму, но не имевшие к ним никакого отношения. В Минкурортов тогда пояснили, что большинство туристов даже не знают о закрытии здравниц и гостиниц, поэтому становятся жертвами обмана.

Всего в 2020 году в Минкурортов поступило 103 жалобы от граждан РФ, забронировавших места в таких пансионатах и санаторно-курортных комплексах.

РАЗВОД ДИСТАНЦИОННЫЙ

По данным МВД по Республике Крым, преступления, квалифицируемые по статье 159 УК РФ («Мошенничество»), в минувший год стали одними из самых регистрируемых в полиции. По своему количеству они уже почти догнали особо «популярные» многие годы кражи. Примерно две трети случаев афер сейчас происходит именно в дистанционной форме.

Кстати, 68 миллиардов рублей только за девять месяцев прошлого года потеряли россияне из-за кибермошенников. Большая часть таких преступлений, как известно, совершается по телефону. Чаще всего в прошлом году мошенники, прикидываясь банковскими служащими, сообщали о необходимости проверить наличие подписи на карточке и просили граждан сфотографировать поле с подписью и паспорт (чтобы удостовериться в их идентичности). На самом деле зло-умышленников интересовала не подпись на карточке, а её персональные данные, а также паспортные данные жертв.

Стоит помнить: спрашивать персональную информацию сотрудники банка ни при каких условиях не имеют права.

Принципиально новый способ развода освоили мошенники с помощью имитаторов голоса. Так, например, аферисты звонят из якобы финансового учреждения и предлагают получить премиальный статус. Задают ряд простых вопросов, отвечать на которые требуется «да» или «нет». Казалось бы, ничего страшного. Но, как считают эксперты по информационной безопасности, отвечать «да» или «нет» на вопросы звонящих незнакомцев не стоит. Таким образом мошенники могут собирать цифровой отпечаток голоса, то есть биометрию. И на сегодня нередки случаи, когда, имея такой слепок голоса, злоумышленники могут подтвердить перевод денег со счёта своей жертвы её же собственным голосом.

Из прошлого года в новый, особенно в праздничные дни, перешёл и другой способ обмана – «выигрышный». Мошенники по телефону сообщают гражданам о «случайном» выигрыше денег, ссылаясь, что номер телефона им сообщила подруга или друг с весьма распространённым именем. Услышав знакомые имена, граждане сообщают данные банковской карты, на которую должны перечислить «выигрыш», и трёхзначный код безопасности. Всё, деньги со счёта – выигрыш мошенников.