Какой предмет хотят включить в ЕГЭ и где в Крыму готовят тьюторов-финансистов
Какой предмет хотят включить в ЕГЭ и где в Крыму готовят тьюторов-финансистов
03 июля 2017 - 11:14
Какой предмет хотят включить в ЕГЭ и где в Крыму готовят тьюторов-финансистов 03 июля 2017 - 11:14
Антон Павлов

 

В последние годы финансовую грамотность преподают даже в школах. Банкиры учат детей, как правильно открывать вклады и брать кредиты, разбираться в страховых и инвестиционных продуктах, избегать финансовых пирамид. «Крымская газета» узнавала, как обучающий процесс налажен в Крыму.
Урок финансовой грамотности в одной из школ.  Фото из архива Анны МЯСНИКОВОЙ.

От детсадов до вузов

В прошлом году для повышения финансовой грамотности россиян Банк России и Министерство образования и науки РФ подписали соглашение о сотрудничестве, а в этом году была создана «дорожная карта». В ней перечислены конкретные мероприятия по включению финансовой грамотности в программы российских образовательных учреждений на всех уровнях – от детских садов до вузов.

Со студентами высших учебных заведений банкиры работают уже давно, проводят лекции и онлайн-уроки, а работу в детсадах предстоит ещё наладить. Что касается школ, то в «дорожной карте» запланирована в том числе разработка предложений по внесению элементов финансовой грамотности в единый государственный экзамен, однако это произойдёт не ранее 2019-2020 гг.

Сегодня из 540 крымских школ онлайн-уроки по финансовой грамотности прошли в 57, а в 25 лекции читали специалисты банковской сферы.

Среди тем, на которые банковские служащие беседуют со школьниками, особой популярностью пользуются лекции об истории денег и их разновидностях, о том, как правильно зарабатывать, использовать и защищать электронные деньги, об их плюсах и минусах. Многие знания из области финансовой грамотности, которые дети получают в школе, они могут использовать в повседневной жизни. К примеру, рассказывает педагог Анна Мясникова, недавно ученик 11 класса после выпускных экзаменов признался ей, что, применяя полученные знания, будет играть на бирже Форекс.

Пилотный проект

С сентября по декабрь пройдёт очередной этап проекта «Онлайн-уроки финансовой грамотности». Зарегистрироваться и принять в нём участие может любая школа Крыма, только надо вовремя подать заявку на сайте www.dni-fg.ru.Темы уроков разнообразны – «Азбука страхования и пять важных советов, которые тебе помогут», «Биржа и основы инвестирования», «Всё о будущей пенсии: для учёбы и жизни», «C налогами на «ты» и другие.

Кроме того, при активном содействии специалистов Банка России в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования при Минобрнауки была запущена программа подготовки тьюторов (методистов) и переподготовки учителей по финансовой грамотности. Это новый пилотный проект. Программа идёт уже больше года, все прошедшие её специалисты получают удостоверения о повышении квалификации, сегодня это более 300 человек. К концу этого года планируется расширить число пилотных участников до 500 школ во всех 72 субъектах РФ.

Среди крымских учителей пока никто не прошёл такое обучение. Тем не менее принять участие в пилотном преподавании основ финансовой грамотности может любая школа, просто надо подать заявку на сайте www.apkpro.ru/423.html. Пройти курс повышения квалификации можно даже летом.

При этом финансовые уроки можно ставить в общешкольную программу в рамках обязательных предметов – обществознание, экономика или в качестве дополнительного предмета по выбору учащихся. Есть даже учебники по финграмотности. Год назад был подготовлен учебно-методический комплект (УМК) «Основы финансовой грамотности», в который вошли учебник, рабочая тетрадь и методическое пособие для учителя. УМК одобрен Минобрнауки России и рекомендован школам, где начато преподавание финансовой грамотности.

Обезопасили детей

Для повышения мотивации как учащихся, так и преподавателей предусмотрены профессиональные конкурсы и тематические олимпиады, где есть возможность посоревноваться в полученных знаниях. Например, в Международном детском центре «Артек» даже летом проводятся специальные смены, посвящённые финграмотности. Дети пробуют свои силы в роли «банкиров», «страховщиков» и «инвесторов».

– Для Банка России вопросы повышения финансовой грамотности имеют первостепенное значение, – отмечает председатель банка Эльвира Набиуллина. – Мы исходим из того, что современный человек должен обладать знаниями и практическими навыками в разных жизненных ситуациях, когда он приобретает те или иные финансовые продукты и услуги: при получении кредита, страховании своего имущества или жизни, когда он делает пенсионные накопления и когда нужно наиболее эффективным образом распорядиться личными сбережениями.

Кстати, банковские специалисты отмечают, что с введением финансовых уроков в школах молодёжь редко становится жертвой мошенников с пластиковыми картами, они осознанно относятся к оформлению кредитов.

Мнение

Преподаватель Симферопольского экономического лицея Анна Мясникова:

– То, что нам предлагает Центробанк вместе с Министерством образования и науки, это в какой-то степени урок отдалённого доступа. Лектор, специалист-практик даёт вебинар, если говорят о фондовой бирже, то это работник фондовой биржи. Дети таких преподавателей слушают с большим доверием и интересом, чем просто учителей. Вроде сложная теория, но даётся она очень легко и понятно, в виде презентации. В любой момент вопрос, который возникает по самому тексту или трактовке, всегда можно попросить лектора пояснить, достаточно написать ему в чат. Отвечает он сразу – очень удобно. Это огромный обмен опытом, так как в одно время к онлайн-урокам подключаются несколько школ. Наши дети видят, как отвечают другие. Только в последнем онлайн-уроке участвовали более 40 школ из разных регионов России. 

По словам Анны Мясниковой, она сама выбирает тему занятия и удобное для себя время, менять расписание не приходится. Урок длится 42-43 минуты, как раз в рамках школьного занятия, и ещё остаётся немного времени на обсуждение услышанного.

– Дети смотрят, слушают, часть конспектируют, я по ходу занятия могу приглушить немного звук и обратить внимание на то, что мне необходимо для последующих тем. То есть, несмотря на то что урок ведёт удалённый преподаватель, я с детьми нахожусь в полном контакте, – поясняет она.