Репертуары театров будут проходить через общественные слушания — мнения крымских режиссёров
Репертуары театров будут проходить через общественные слушания — мнения крымских режиссёров
04 августа 2021 - 17:06 Сцена из скандального московского спектакля. Фото: театр «Современник».
Репертуары театров будут проходить через общественные слушания — мнения крымских режиссёров 04 августа 2021 - 17:06
Борис Седенко

В московских театральных кругах этим летом полыхают скандалы, и вот уже председатель общественного совета при Министерстве культуры РФ Михаил Лермонтов сообщил, что в ближайшее время будут проводиться общественные слушания по вопросу репертуаров театров. «Крымская газета» узнала мнение режиссёров ведущих театров нашей республики по поводу сложившейся ситуации.

Свобода с хорошим вкусом

Обсуждение репертуарной политики будет проводиться на предмет её соответствия «Стратегии национальной безопасности», утверждённой Президентом РФ Владимиром Путиным. В этом документе прописан большой раздел, который посвящён вопросу сохранения духовно-нравственных и патриотических ценностей в нашей стране.

Главный режиссёр Государственного академического музыкального театра РК Владимир Косов отмечает, что сегодня российский зритель свободен в выборе и не обделён в жанровом разнообразии постановок. Более того, он убеждён, что в нашей стране достаточно высокая степень как свободы слова, так и свободы творчества. Но проблема ответственности перед зрителями также имеет место.

– Мне кажется, в первую очередь это зависит от личных моральных качеств и позиций творцов. А второе, кто платит, тот и музыку заказывает. Если театр получает государственные деньги, государство имеет право спрашивать, на что они потрачены. В том числе и в моральном смысле, и в нравственном, – говорит Владимир Косов.

Вкусы зрителей могут расходиться, объясняет наш собеседник: одни предпочитают оперетты, а другим нравятся мюзиклы… Тем не менее проблема, которая была поднята на общероссийский уровень, считает Владимир Косов, кроется отнюдь не в индивидуальной зрительской оценке.

– В спектаклях есть задачи и сверхзадачи. Если мы созидаем страну и глядим в будущее, хотим, чтобы наши дети были развиты, свободны и с хорошим вкусом, – это одно, а говорить, что эта шутка нравится, а эта нет, – это вопросы другого уровня, – разводит понятия Владимир Косов.

Главный режиссёр отмечает, что московские тенденции почти не касаются театральной жизни Крыма и тем более не меняют подхода к работе.

– Я человек занятой, имеющий своё видение и идущий своим творческим путём. Эти процессы просто существуют, они параллельны и никак не отражаются ни на нашем театре, ни на его творчестве, – подчеркнул Владимир Косов.

Театр не телеканал

Художественный руководитель, режиссёр Крымского театра юного зрителя (Евпатория) Андрей Пермяков считает, что большая конкуренция среди столичных театров привела к тому, что некоторые культурные учреждения встали на скользкий путь. Отсюда и желание провоцировать зрителя. Даже рискуя предстать перед публикой в неблаговидном свете.

– Я надеюсь, что московские тенденции с разбирательствами в части каких-либо общественных слушаний в формировании репертуарной политики какого-либо театра не коснутся Крыма. Никто, кроме руководства театра и самого театра, не может формировать репертуар. Тем более где-то на периферии, где в состав этих общественных советов могут войти люди несведущие. Почувствовав власть, что от их голоса что-либо может зависеть, они начинают сочинять. Это, конечно, опасная игра, – отмечает режиссёр.

В то же время Андрей Пермяков считает, что в некотором смысле прославленные театры заигрались в попытке добиться внимания, чем и компрометируют себя.

– Зачем транслировать какие-то вещи очень обыденные либо провокационные, не имеющие смысла или выносящие реальную жизнь на сцену, когда её достаточно много и за пределами театра. Не нужно превращать сцену в эфир телеканалов. Мы стараемся транслировать что-то искреннее и чистое, как нам кажется, важные фундаментальные вещи, которые будут актуальны всегда, – рассуждает художественный руководитель Крымского ТЮЗа.

В своей репертуарной политике крымский театр руководствуется иными принципами.

– Да, мы театр детской радости, многие наши спектакли со счастливым концом, пропагандируют семейные отношения, любовь, взаимовыручку. У меня вызывает сомнение актуальность и необходимость говорить с детьми со сцены на тему секса, толерантности, каких-то моментов, связанных со смертью. А ведь есть такие пьесы! Но зачем это ставить? Чтобы показать, что мы смелые и не боимся говорить на эти темы с детьми? В конечном итоге эту функцию должны выполнять родители, а не театр, – объясняет Андрей Пермяков.

«Зритель всегда прав»: интервью с легендарной Татьяной Васильевой