Работа, ты просто космос!
16 апреля 2016 - 18:02
Работа, ты просто космос! 16 апреля 2016 - 18:02
Ирина Шапар
«Газета» познакомилась с профессией космонавта
12 апреля весь мир отметил 55‑ю годовщину первого полёта человека в космос. Специально к этой дате мы встретились с крымским коллегой Юрия Гагарина Героем России Антоном Шкаплеровым. Он рассказал, что за сны снятся на орбите, какой советский фильм смотрят перед стартом и как стать космонавтом.
Уборка МИМ‑1 с помощью российского космического пылесоса.
Фото аккаунта Антона Шкаплерова в Twitter, @AntonAstrey.

«И снится нам не рокот космодрома…»

О космосе Антон Шкаплеров мечтал с самого детства. Да и какой советский мальчишка в 1970‑х не хотел пойти по стопам Гагарина! Но, в отличие от многих сверстников, с годами Антон не растерял энтузиазма и не попрощался с заветной мечтой. Свой первый полёт он совершил в 39 лет, в 2011 году. Тот ноябрьский день не потускнел в памяти и поныне. Да и как такое забудешь: всего 9 минут после старта – и ты в невесомости, ты в космосе!

– Я отстегнулся от своего кресла, подлетел к иллюминатору и посмотрел на нашу планету, – вспоминает космонавт. – Я был очень взволнован и очень горд. В тот момент я понял, что моя мечта детства сбылась. И вот я со стороны смотрю на Землю, на которой я родился, на которой вырос и которая теперь так быстро проплывает под иллюминатором… Словами этого просто не передать!

По словам нашего собеседника, зелёная трава на орбите снится редко. Да и вообще, сны в космосе от земных не отличаются. Но это, естественно, не значит, что нет тоски по дому и по родным.

– Когда ты находишься в космосе, конечно, скучаешь по Земле, по земным запахам, по родным и близким. А когда возвращаешься после очередного полёта, снятся сны о моей работе в космосе. Все космонавты, когда находятся на Земле, скучают по космосу, а когда бывают в космосе – скучают по Земле, – уверен российский космонавт.

Но всё же больше всего на орбите не хватает живого общения с родными и близкими. Да, есть у космонавтов программа, которая позволяет поддерживать видеосвязь с семьёй, но это не то. А ещё скучают космонавты по свежей еде.

– Космическая еда специализированная, приготовлена из лучших сортов мяса, но она приедается. Скучаешь по свежеприготовленному борщу, который тебе подала прямо с плиты жена или мама, по шашлыку с мангала, – поделился впечатлениями Герой России.

Ну и, конечно, в космосе не хватает воды.

– Даже душа нет, – разводит руками космонавт, – не говоря уже о бане или бассейне.

Вечером смочил полотенце 250 граммами горячей воды, обтёрся – вот и вся процедура. А ведь на орбите астронавты и стресс испытывают, и спортом занимаются. Не мудрено, что из всех благ цивилизации не хватает именно душа.

– Но мелкие неудобства – это пустяки, мы знали, на что шли, – философски замечает наш собеседник.

Космические суеверия

Космонавты, по наблюдениям Антона Шкаплерова, – народ суеверный. Они не любят число 13. Или, к примеру, не дают автографов перед первым полётом. Даже если уже официально включены в состав экипажа. Логика проста: поспешишь – и по каким-то причинам не сможешь полететь, не станешь космонавтом.

Есть и свои традиции. Например, перед каждым полётом все космонавты смотрят фильм «Белое солнце пустыни». Он переведён на многие языки, и в зависимости от состава экипажа включают английские или, скажем, японские субтитры.

– Моё поколение смеётся, а нашим молодым космонавтам уже не совсем понятен юмор «Белого солнца пустыни». Иностранные астронавты вообще не понимают, почему мы смотрим этот фильм. Но это традиция, никто от неё никогда не отступал. Были случаи, когда некоторые экипажи решили не смотреть этот фильм, и потом старт по какой-то причине откладывался. Поэтому даже если кому-то фильм не нравится или приелся – всё равно все стараются смотреть, – говорит Антон Шкаплеров.

Космос по-голливудски

Оказывается, почти все голливудские картины на космическую тематику перед выходом на большие экраны «забрасывают» на борт. Там фильм смотрят космонавты, которых потом просят поделиться мнением. Конечно, члены космического экипажа – зрители особые, пристрастные и внимательные. Вот и находят они киноляпы, не заметные глазу режиссёров. Так, например, в фильме «Гравитация» героиня была в костюме, не предназначенном для выхода в открытый космос.

– Но это мелочи, которые обычному зрителю незаметны, – говорит Антон Шкаплеров. – В целом фильм довольно правдоподобный, грамотный.

А нашумевшую киноленту «Марсианин», по словам нашего собеседника, и вовсе можно использовать в качестве руководства по добыче кислорода в космосе. Да и способ выращивания картошки Антон Шкаплеров считает реалистичным. Для непосвящённых отметим, что отсутствие грунта герой фильма компенсировал… содержимым туалета.

Как стать космонавтом?

По словам нашего собеседника, самые высокие шансы пройти отбор в космонавты у инженеров и военных лётчиков. Ведь первые «на ты» с техникой, вторые прошли интенсивные тренировки и не понаслышке знакомы с перегрузками. Но это не означает, что гуманитариям придётся поставить крест на мечтах о космосе.

– В космос летают и учителя, и журналисты, и доктора, и вулканологи, – перечисляет Антон Шкаплеров. – Если у вас есть высшее образование и нет вредных привычек, в возрасте 25-30 лет вы можете обратиться в один из центров отбора космонавтов.

Затем кандидатам предстоит пройти психологическое тестирование и медицинское обследование. И речь идёт не о банальном медосмотре. Врачи пристально и всесторонне изучают состояние организма и его возможности. Поэтому отбор, как правило, растягивается на полтора-два года, но двери открыты всем!

А вы и не знали!

Освоение космоса сопряжено с множеством удивительных и забавных фактов и ситуаций. Вот лишь некоторые из них.

До Гагарина

Известно, что Юрий Гагарин покорял орбиту на космическом корабле «Восток». За несколько недель до главного запуска прототип «Востока» – «Восток ЗКА‑2» – выполнил тестовый полёт на низкой околоземной орбите. На его борту находились манекен Иван Иванович и собака Звёздочка.

Впоследствии Ивана Ивановича продали на аукционе Сотбис почти за три миллиона долларов. Сейчас он выставлен в Национальном музее авиации и космонавтики (США).

Так кто же первый?

Удивительно, но первыми живыми существами, которые отправились в космическое путешествие, были черепахи, а вовсе не собаки, как принято считать.

Русская смекалка

Чтобы изобрести авторучку, которой можно было бы писать в невесомости, американские исследователи потратили миллионы долларов. А российские космонавты для письма используют в полёте карандаш, и никаких проблем не возникает.

Космическая анатомия

— Вне условий земного тяготения космонавты страдают «космической болезнью», симптомами которой являются боль и тошнота из-за искажённого функционирования внутреннего уха.

Жидкость в организме космонавта стремится к голове, поэтому наблюдается закупорка носа, а лицо становится одутловатым.

Рост человека в космосе становится больше, так как давление на позвоночник уменьшается.

Храпящий в земных условиях человек в условиях невесомости во сне не издаёт никаких звуков!