Пустые кресла, или О бедном чиновнике замолвите слово…
Пустые кресла, или О бедном чиновнике замолвите слово…
26 июня 2015 - 16:00
Пустые кресла, или О бедном чиновнике замолвите слово… 26 июня 2015 - 16:00
Сергей Максимов

Быть чиновником в структурах госуправления и местных органов власти Крыма сегодня менее престижно, чем, например, работать строителем, сварщиком или поваром. Это красноречиво подтверждает портал вакансий республиканской службы занятости, где приглашают сварщика за 40 тысяч рублей в месяц, повару предлагают до 15, охраннику – от 10, а, скажем, главному специалисту сектора по юридическим вопросам и вопросам противодействия коррупции аппарата администрации Нижнегорского района – 9 тысяч рублей.

Невыгодные предложения 

Кадровые прорехи и бреши, а то и громадные пробоины есть в администрациях почти всех районов, городов и посёлков. Пустуют кресла ведущих и главных специалистов во многих республиканских министерствах, в частности, в Мин­экологии и Минкурортов, где стартовые оклады почти на 10 тысяч выше, чем у муниципалов, но не настолько, учитывая спрос и ответственность, чтобы считать это выгодным предложением, даже несмотря на ежемесячные надбавки к должностным окладам, что могут начисляться чиновникам.

Текучка 

На середину июня открыты вакансии на должности ведущих и главных специалистов в управлениях и отделах администраций: Симферопольского района – 24, Белогорского – 10. Много свободных мест в штатах администраций Кировского, Нижнегорского, Бахчисарайского, Красногвардейского районов и других, где второй год подряд идут конкурсы на замещение должностей и не прекращается текучка. Ещё хуже ситуация с комплектацией кадров в администрациях городов – Феодосии, Судака, Джанкоя. Там списки вакансий в несколько десятков пунктов обновляются чуть ли не каждые полмесяца.

– В городах легче найти работу, – говорит глава администрации Сакского района Галина Мирошниченко. – В районах, если человек устроился, то держится за рабочее место, хотя нагрузки сумасшедшие, каждый твой шаг под контролем, а оклады низкие. Когда глава семьи получает 8–10 тысяч руб­лей, работая день и ночь, а часто и без выходных, как у нас, например, специалисты, что связаны с ЖКХ, то невольно начнёшь интересоваться объявлениями «Требуется», чтобы найти работу, менее нервную и напряжённую, которая, к тому же, оценивается в более приемлемую сумму.

Вот и появляются извещения, подобные тем, что множит администрация Сакского района. От 2 июня: «… второй этап конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы считать несостоявшимся в связи с отсутствием претендентов на замещение по должности главного специалиста отдела правового обеспечения и противодействия коррупции». От 23 июня по такой же причине осталась незанятой должность главного специалиста отдела по вопросам бухгалтерского учёта и материального обеспечения.

Кто требуется, или Сколько стоит чиновник?

Пойдут ли грамотные, имеющие опыт работы финансисты, экономисты и юристы на бюджетные должности, допустим, в административные органы Феодосии, где на 16 июня значилось 22 вакансии? Здесь зазывают двух главных специалистов отдела по вопросам осуществления закупок для муниципальных нужд на оклады в 4800 руб., ведущего специалиста контрольно-ревизионного сектора финансового управления – на 4500 руб., завсектором правовой экспертизы – на 7500 руб., а претендентам на места начальников ряда стратегических отделов предлагают целых 9 тысяч, но оговаривают сию щедрость припиской: «ненормированный рабочий день».

Феодосия не исключение из правил. Размеры окладов муниципальных чиновников везде начинаются с минимума от 4200 (специалист 1 категории поселковой или городской администрации) до максимума (начальник отдела) в 9300 рублей.

Если рассуждать о доходах профессиональных юристов, то риэлтор, помогая покупателю договориться с продавцом недвижимости и оформить сделку, получает в Крыму около 1000 долларов США. Юрист-муниципал заработает такую сумму за 5 месяцев (!)…

– А что вы удивляетесь окладам чиновников? – говорит Сергей Варавин, председатель горсовета Щёлкино. – Мы дважды проводили конкурс на замещение должности главы администрации. Исполнительная власть в городе оставалась без руководителя около трёх месяцев. Повторно вакансия была открыта с 25 марта. Лишь полтора месяца назад определились с выбором, утвердили Тамару Ерманову. Люди уходят туда, где больше платят. Специалистов администрации никто не заставляет работать сверхурочно, но, чтобы добросовестно выполнять свои обязанности, люди вынуждены ударничать вечерами или приходить на работу к 6–7 часам утра.

Если в Щёлкино не могли найти градоначальника на «голый» оклад в 11 400 рублей, то в Нижнегорском районе пустует кабинет замглавы района – никто не хочет «рулить» и за официально озвученные 24 тысячи рублей. В Советском районе с огромным трудом сосватали грамотного специалиста на место районного архитектора, но скоро ему предложили в коммерческой структуре зарплату в 4 раза выше, чем в администрации, – и должность вновь вакантная…

Взять числом, а потом умением 

Кстати, в Советском районе ситуация с кадрами не аховая, но главу администрации Владимира Трегуба не покидает тревожное предчувствие, что в любой момент он может потерять надёжного профессионала из своей команды. Рычагов, чтобы стимулировать труд коллег, не очень много. Фонд зарплаты ограничен. Большинство сотрудников фактически могут рассчитывать на ежемесячные премии до 20 процентов оклада. В Советском не лукавят с вакансиями, что практикуется в отдельных администрациях. Дело в том, что незанятые должности позволяют выкраивать дополнительные средства работающим сотрудникам на надбавки и премиальные. Не выходя за рамки годового фонда зарплаты, кое-где таким образом вынуждены стимулировать труд тех специалистов, которые уволятся, если у руководителя не будет резерва для поощрений. А он, этот резерв, станет мизерным, когда штат будет укомплектован на 100 процентов.

– Главы держат вакансии, чтобы другим платить больше, а то последние спецы уйдут, – поясняет Владимир Олегович. – По кадрам администраций и других управленческих выборных и государственных структур в регионах, по-моему, надо принимать стратегическое решение. От наличия профессионалов на местах зависит судьба и развитие Крыма. Бедный чиновник нам дорого обойдётся. У нас каждый специалист курирует по 2–3 направления, в сельских администрациях сотрудники просто физически не в состоянии переварить столько новой информации, касаемой правовых, земельных, бюджетных отношений. Отсюда и издержки, что вызывают социальное напряжение. Крым по штатной численности чиновников сравняли со среднестатистическим субъектом РФ. По-моему, в первые 2–3 года становления органов власти и госведомств штаты для Крыма надо было увеличить. Пройдём пик нагрузок – стали бы постепенно сокращать, приводить к общероссийской норме. Люди бы меньше нервничали, и текучка среди сотрудников не была бы столь печальной. Ну и зарплата в 8–12 тысяч для муниципальных служащих не способствует привлечению специалистов. У нас неплохо получают только федералы. Вот и уходят из муниципалитетов лица с юридическим образованием в полицию или службу судебных приставов. За себя говорить неловко, но негоже, что глава района получает зарплату со всеми надбавками на уровне участкового уполномоченного полиции…

Фото: Сергей МАЛЬГАВКО