Пуганые мы…
Пуганые мы…
20 мая 2015 - 14:00
Пуганые мы… 20 мая 2015 - 14:00
Дарина Солнцева

 

Чиновники требуют наказывать стихийщиков конфискацией

Самый ожидаемый законопроект «Об административных правонарушениях», который разрабатывается в Крыму, не готов приструнить нарушителей?

На пятки закона

Собственно, такие предварительные выводы можно было сделать на очередном обсуждении законопроекта в Госсовете РК, где поговорить о «сыром законе» собрались депутаты и муниципальные чиновники крымских городов. Сегодня вокруг республиканского закона идёт много разговоров уже потому, что он нужен Крыму в летний сезон для спасения курортного имиджа. Разогнать по его правилам стихийную торговлю, штрафовать за любую выброшенную бумажку или срубленное дерево и прочее, согласитесь, это не только вариант пополнения бюджета рес­публики, но и реальный инструмент наведения порядка в инфраструктуре полуострова.

Правда, первым же проблемным вопросом, с которым столкнулись разработчики закона, стало распределение полномочий. Неясно, кто будет составлять протоколы и рассматривать административные дела. Как известно, в Крыму пока нет мировых судей, решения которых обязательны к исполнению. Потому в республике для каждого конкретного состава административного нарушения, говорят юристы, придётся отдельно определять госорган, который будет решать споры и штрафовать, например, за нарушение тех же правил благоустройства. Кстати, соответствующую статью, касающуюся благо­устройства, в законе велеречиво назвали «воспрепятствованием законной деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления».

Заместитель городского главы Ялты Иван Паюк справедливо заметил: 

– Тогда закон нужно дополнить конкретной статьёй о нарушении правил благо­устройства – мы будем на этом настаивать. Потому что по этой статье вызывает сомнения, как мы будем привлекать к ответственности человека, который, допустим, выедет со стройки на грязном автомобиле и проедет по центральной улице? 

Тут, однако, обнаруживается серьёзная юридическая проблема. Артем Руденко, член научного совета по вопросам правотворчества при Председателе Госсовета, объясняет: 

– Одно из решений Верховного суда РФ говорит о том, что в свете Федерального закона «О санитарном благополучии населения» и требований СанПиНа (Санитарные правила и нормы), это (например, вопросы благо­устройства. – Авт.) является сферой федерального регулирования. А всё, что является сферой федерального регулирования, субъектом федерации предусмотрено быть не может. И правила благоустройства охватывают различные сферы, в некоторых из них существует также федеральное законодательство. И мы не имеем права устанавливать статью. Исходя из этого, если хотя бы часть правил благоустройства затронет нормы СанПиНа, то, по законам о санитарном благополучии, статью надо будет отменять.

А проще говоря, ни Крым, ни другой субъект РФ не может наступать на пятки существующих норм федерального законодательства. Это чёткая позиция Верховного суда РФ, на основании которой он отменял, кстати, нормы различных субъектов федерации. Для чиновников отмена норм, которые они приняли, не самое страшное. Страшнее реституция, то есть восстановление прав лиц, которые были нарушены: возвращение штрафов и возмещение недополученной ими прибыли.

Торг неуместен

Вот такой парадокс: Крым как субъект РФ, конечно, имеет право принимать нормативно-правовые акты, но вот устанавливать свои нормы ответственности за те же административные нарушения не может. 

Потому когда обсуждение перешло к многострадальным правилами торговли и симферопольские чиновники потребовали включить в крымские нормы конфискацию для стихийщиков, их запал эксперты быстро потушили. По их словам, конфискации быть не может, потому что субъектовому законодательству не дано право устанавливать иное административное наказание, кроме предупреждения и штрафа… А как понимают читатели, штрафы и предупреждения вряд ли помогут справиться Крыму и Симферополю в частности с повсеместной стихийной торговлей, которая приняла масштабы социальной эпидемии.

Кстати, в сфере торговли сегодня сложилась очень интересная ситуация: крымские стихийщики получают ИП (регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя) и патент. В результате формально составить против них административный протокол полиция не может. Более того, по Закону «О полиции», пресечение незаконной торговли к компетенции полиции не относится. Ко всему прочему мы попали в ловушку, которую сами же инициировали: напомним, законодательство РФ разрешило крымским предпринимателям торговать в так называемых нестационарных местах аж до 2020 года! Потому что рынков, соответствующих российским нормативам «стационарных торговых мест», в республике фактически нет, их ещё нужно реконструировать и перестраивать.

Вывод неутешительный: крымским законодателям опять неясно, как мотивировать крымчан соблюдать порядок в разных сферах будничной курортной деятельности.

Не имея возможности установить специфические – чисто крымские нормы административного наказания, крымские власти тем не менее обещают найти обходные пути и в очередной раз воспользоваться правом законодательной инициативы. Ефим Фикс, председатель комитета ГС РК по вопросам законодательства, государственного строительства и местного самоуправления, заявляет: 

– Есть у нас другой путь – правовой. Тут нет вопросов, если это требуется, давайте найдём выход. И если здесь мы его не находим, то мы готовим очередной документ, который даст нам право обратиться в Государственную Думу с просьбой услышать нас и внести изменения в федеральное законодательство, в том числе и в Закон «О полиции».

Фото: Сергей ПЛЕХАНОВ