Пять пятилеток Николая Самокиша
Пять пятилеток Николая Самокиша
17 января 2016 - 20:25
Пять пятилеток Николая Самокиша 17 января 2016 - 20:25
Ирина Гуливатая

 

Прожив в Симферополе четверть века, он оставил нам на память картины, улицу и училище 
В январе 1944‑го в Симферополе закончил свой земной путь художник Николай Самокиш. Он прожил здесь четверть века, пять пятилеток, как тогда принято было считать. Но об этом человеке и о том, чем ему обязана крымская столица, увы, знает мало кто из горожан.
Самокиш в мастерской. 1930‑е гг.

С карандашом в окопах 

«Рисунок пером» – это учебное пособие, написанное Николаем Самокишем более ста лет назад, в 1911 году, и по сей день его используют студенты художественных училищ и вузов. И этим педагогические заслуги Самокиша, конечно, не исчерпываются, особенно если говорить о Крыме.

Николай Самокиш, 1921 г.

На полуостров художник приехал в 1918 году – лечиться в Евпатории от ревматизма, полученного в окопах Русско-японской и Первой мировой войн. На Русско-японскую войну Самокиш, кстати, отправился добровольно, в качестве художника-корреспондента журнала «Нива». Его рисунки на журнальных страницах увидели миллионы. Сам художник испытал все солдатские тяготы и лишения. После отступления в Мукден он записал: «Две недели я не раздевался, не менял белья и по два, по три дня не умывался: не до того было. Костюм мой износился и изорвался в тряпки. Я был не брит и не стригся уже три месяца. Моя обувь была только сверху похожа на сапоги, подошв не было вовсе, а голенища от продолжительной езды верхом протёрлись в местах, соприкасающихся с седлом». Результатом семимесячной поездки на фронт Русско-японской войны стали альбом рисунков «Война 1904-1905. Из дневника художника» и серия картин. В годы Первой мировой войны Самокиш сформировал «художественный отряд» – из себя самого и пяти своих учеников – и, как писали газеты тех лет, «отправился на театр военных действий со специальною целью наблюдения и изображения картин войны». В эту поездку на фронт Самокишем было выполнено около 400 работ.

Н. Самокиш. На марше. 1904–1905 гг. (Русско-японская война.)

Лучший памятник 

Но вернёмся к крымскому периоду жизни Самокиша. В Евпатории он прожил до 1921 года, написал здесь около 30 картин, а затем переехал в Симферополь. В столице Крыма художник вёл уроки рисования в школах, собственной мастерской, а также в студии при Доме Красной армии. Именно в Симферополе в 1935 году состоялась первая персональная выставка мастера, за ней последовали выставки в Харькове и Киеве (1940) и Москве (1941).

Мастерство художника сочеталось у Самокиша с педагогическим талантом. Он преподавал всю жизнь, в 1913‑м возглавил батальный класс Императорской Академии художеств, не отказался от любимого дела и в Крыму. Почти сразу после переезда в Симферополь он создал здесь собственную студию, которая стала основным региональным центром художественного образования. Постановлением Совнаркома Крыма в июне 1937‑го на базе студии было организовано Крымское художественное училище, которое в октябре уже приняло первых студентов – 75 человек. Правда, у училища долгое время не было своего здания – поначалу занятия проходили в столовой турбазы на улице Шмидта, затем – в школе № 16 на улице Школьной. Но это не лишало его студентов энтузиазма – как вспоминал один из первых выпускников училища, позором было прийти утром на занятия без новой работы. И этому неиссякающему духу творчества училище во многом было обязано своему основателю. Сейчас перед входом в Крымское художественное училище стоит бюст Самокиша, но лучшим памятником ему является само это учебное заведение. Именем Самокиша названа одна из улиц Симферополя (до этого она именовалась Кооперативной). На доме № 32 на этой улице установлена мемориальная доска, гласящая: «В этом доме в 1922–1944 жил академик батальной живописи Н. С. Самокиш».

Самокиш с учениками. Симферополь, 1935 г.

Певец «барского быта» 

Академик Императорской академии художеств, обладатель высоких наград за батальные холсты, посвящённые истории российской армии, Самокиш и после смены власти остался верен военной тематике. Советские критики 1930 годов с восторгом писали о продуманности композиции и подробной прорисовке деталей на его батальных полотнах. В 1941‑м художник стал лауреатом Сталинской премии. А оформленный им до революции (вместе с другими известными русскими художниками) четырёхтомник «Царская и императорская охота на Руси» оказался запрещён как воспевающий «барский быт». Хотя, пожалуй, при работе именно над этим изданием талант Самокиша-иллюстратора проявился во всей своей полноте. Эта великолепная энциклопедия была издана в 1902 году. Разработку переплётов поручили выпускнику Академии художеств, известному мастеру батальных и охотничьих сюжетов Николаю Самокишу. Следуя замыслу издателя Кутепова, поделившего книгу на четыре части, Самокиш предложил для каждого тома индивидуальный вариант оформления. Обложку первого тома, посвящённого охоте русского средневековья, украсили орнамент XII века и печать великого князя Василия III Ивановича. На втором томе художник поместил изображение шапки Мономаха и герб Москвы со святым Георгием Победоносцем, которого русские охотники чтили как своего покровителя. Третий том содержал материалы о конце XVI – начале XVIII века, когда государева охота вместе с императорским двором переместилась из Москвы в Петербург. Поэтому на переплёте – два сокола, летящих из первопрестольной к «берегам Невы» и поддерживающих царскую корону. Наконец, последний, четвёртый том, украшен гербом Николая I. Кроме того, Самокиш создал для издания 173 иллюстрации, выполняя рисунки в самой разнообразной технике – акварелью, тушью, пером и кистью, используя древнерусский орнамент, позаимствованный из древних рукописных русских книг. Глядя на эти рисунки, трудно поверить, что их создал тот же человек, что запечатлён на одном из фотопортретов в красноармейской будённовке…

фото: maslovka.org