Промышленный размах
Промышленный размах
29 апреля 2016 - 08:04
Промышленный размах 29 апреля 2016 - 08:04
Сергей Мальгавко
Крупнейшая в Российской Федерации крымская верфь может строить «Мистрали»?
Несмотря на трудности блэкаута и ущерб в 150 миллионов рублей, нанесённый промышленным предприятиям, подведомственным крымскому Минпрому, их работа не останавливается.
Корабли, собранные в 1960-х в Крыму, до сих пор эксплуатируются в Германии и на Кубе.
Фото: Совет министров РК.

Без растаможки 

Распространённая ошибка – считать полуостров исключительно рекреационным или сельскохозяйственным регионом. Если не брать в расчёт лёгкую промышленность, то одно только судостроение сегодня может стать брэндом Крыма, поскольку в республике сохранились действительно уникальные предприятия, которые занимаются гособоронзаказами.

Например, феодосийский судостроительный завод «Море». Что интересно, специализируется он на создании военных и гражданских катеров, судов на подводных крыльях из лёгких сплавов, судов на воздушной подушке и даже прогулочных яхт. Если учесть, что растаможка яхты сегодня обходится в половину её стоимости, читатель догадывается, что яхты собственного крымского производства могут «взлететь» в топ по популярности, скажем так, на рынке яхтенного туризма в республике.

Министр промышленной политики Крыма Андрей Васюта:

– Для примера хочу сказать, что порядка 40 процентов всех судов на воздушной подушке в мире построено именно на феодосийском заводе «Море». На сегодня здесь работают более 700 человек.

Кстати, теплоходы «Комета», построенные на «Море» в конце 1960 годов, по сей день эксплуатируются в Германии, Греции, на Кубе.

Гигант-долгожитель 

Для некоторых читателей будет сюрпризом, что судостроительным, например, считается известный завод «Фиолент» в Симферополе. Этот крупнейший машиностроительный завод тоже называют уникальным, ведь за 23 года на Украине, когда многие промышленные предприятия деградировали, он остался на плаву и его цеха не были сданы в аренду, как на многих других крымских предприятиях-гигантах. Он до сих пор занимается производством систем корабельной автоматики – систем и элементов автоматизированного управления для водоизмещающих кораблей и судов, кораблей на воздушной подушке, морских буровых платформ, яхт и так далее.

Кстати
В Керчи будут строить малые ракетные корабли 

В Керчи состоялось открытие блока корпусных цехов судостроительного завода «Залив», на которых будут строиться малые ракетные корабли Черноморского флота России. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Александр Потапов, присутствуя на этом знаковом мероприятии, отметил перспективность предприятия, учитывая его производственные мощности, хорошую логистику, возможность решать вопросы импортозамещения.

Три футбольных поля и «Мистрали» 

Если говорить о судостроительных возможностях Крыма, без зазрения совести можно хвастаться одним из крупнейших судостроительных предприятий в Восточной Европе – керченским заводом «Залив». Сейчас здесь работают порядка 1700 специалистов. Как говорят в Минпроме Крыма, Российская Федерация вместе с Крымом получила уникальное предприятие, ведь «Залив» в советские времена был одним из последних предприятий, на котором провели модернизацию. Такой верфи и такого сухого дока, как здесь, ни на одной верфи Российской Федерации нет.

Андрей Васюта рассказывает:

– Хочу сказать, что по большому счёту вопрос о «Мистралях» вообще никогда бы не стоял, если бы пять лет назад, когда происходили заказы в России, была бы такая верфь, как керченский завод «Залив». Завод технически к этому вопросу готов. У него есть самое основное – сухой док соответствующего размера. Особого перевооружения для этого не нужно. Нужны лишь технологии, проекты, нужна компетенция, а это всё наживное. Мы здесь можем строить корабли таких размеров, какие недоступны больше ни одной верфи Российской Федерации. Конечно, «Мистраль» я привёл просто для примера. Просто чтобы вы могли себе представить грандиозность этого сооружения: три с половиной футбольных поля размещаются в этом доке.

Надо сказать, что сухой док, которому нет аналогов в России, позволяет строить параллельно сразу несколько судов. И корпуса большей части атомных ледоколов строились именно здесь, в Керчи.

Кстати, размах возможностей «Залива» даже подвиг омских художников нарисовать в честь завода гигантское полотно в 350 квадратных метров. Свою задумку в этом году они разместили на стене девятиэтажного дома в Керчи. Специальные фасадные краски, которыми сделана работа, должны сохраниться десять лет.

На «поляне» тесно 

Но было бы несправедливо оставить за кадром проблемы судостроения. Как объясняют в Министерстве промышленной политики РК, в этой прибыльной отрасли сейчас три главных болезненных темы. Конечно же, первая – масштабный износ основных фондов предприятий и, как следствие – необходимость довольно затратной модернизации. Ну и дефицит кадров. Сейчас в Крыму средний возраст производственных рабочих в судостроении и судоремонте превысил 60 лет!

Смягчить этот дефицит помогает прошлогодний приказ Министерства промышленности и торговли РФ, который очень вовремя закрепил за большинством крымских предприятий ответственных кураторов. Не меньшая проблема – полноценное наполнение портфеля заказов судостроительных предприятий. Сейчас, признаются в Минпроме РК, это проходит фактически в ручном режиме.

Андрей Васюта:

– Таким образом, предприятия с материка в некоторых случаях, признаюсь, вынужденно, без особого удовольствия передают нам часть своих заказов, часть своих специалистов. Мы со своими уникальными предприятиями как бы влезли на «поляну», которая давно сформирована и, конечно, нам достаточно тяжело на ней. Неустанное внимание Президента Российской Федерации к Крыму существенно этому способствует, хочу сказать, что принимаются волевые решения по размещению большого количества заказов именно на верфях Крыма.

Уже сейчас сумма по гособоронзаказам, размещённым в Крыму до 2020 года, измеряется десятками миллиардов, и крымские судостроители просят ещё.

Ведь всем понятно, что особенность уже упомянутых проблем в том, что решить их по отдельности или по очереди невозможно. Невозможно, не имея заказов, сохранить квалификацию специалистов и тем более провести модернизацию, более того, в случае отсутствия заказов модернизация бессмысленна. Но без модернизации и наличия спецов невозможно получить гособоронзаказ. Он будет провален либо провалены сроки.

Отдельной нагрузкой для судостроителей стал блэкаут. Как говорят в Минпроме, строительство энергомоста сейчас решило проблемы населения и курортного сезона. Однако и после отмены режима ЧС промышленным предприятиям придётся экономить электроэнергию. Некоторые и сейчас работают на собственной генерации или по часам.