Пройдёт ли в Госдуме проект закона о незаконном обогащении?
Пройдёт ли в Госдуме проект закона о незаконном обогащении?
09 августа 2019 - 14:03
Пройдёт ли в Госдуме проект закона о незаконном обогащении? 09 августа 2019 - 14:03
Татьяна Шевченко

В очередной раз от группы депутатов в Госдуму поступил пакет законопроектов, по которым предлагается ввести в УК РФ новый состав преступления – незаконное обогащение. Подобные предложения не первый раз вносятся на рассмотрение парламентариев, но до этого не были приняты.

Результаты под вопросом

В законопроекте его инициаторы предлагают считать незаконным обогащением существенное превышение стоимости активов чиновников над размером его законных доходов. В пояснительной записке сказано, что инициативы разработаны в связи с «безрезультативностью, неэффективностью и недостаточностью мер действующего законодательства по борьбе с коррупцией в России».

Сегодня в Гражданском кодексе РФ существует малоэффективная статья 1102 «Обязанность возвратить неосновательное обогащение». В ней указано, что гражданин, который без законных оснований приобрёл имущество за чужой счёт, обязан возвратить его владельцу.

Новый же законопроект предлагает распространить юрисдикцию России на статью 20 Конвенции ООН против коррупции и ввести в УК РФ новый состав преступления «Незаконное обогащение». Это должно касаться граждан, обязанных представлять сведения о своих доходах и расходах – госчиновников, должностных лиц государственных компаний.

Авторы законопроекта небезосновательно считают, что сегодня масштабы коррупции в России угрожают её внутренней и внешней безопасности, хотя наша страна и присоединилась к упомянутой конвенции ещё в 2006 году.

 

Как карать будем?

Авторы законодательной инициативы предлагают дополнить УК РФ статьёй 290.1 «Незаконное обогащение». Она должна устанавливать ответственность за приобретение, пользование, распоряжение принадлежащими чиновнику активами, которые в значительной степени превышают размер законных доходов такого лица. Причём предлагается считать «значительную степень» начиная с пяти миллионов.

Так называемая общая часть такого преступления будет караться штрафом в размере до пятикратной суммы незаконного обогащения, конечно, с лишением права занимать определённые должности на срок от одного до трёх лет либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере не менее половины суммы незаконного обогащения.

А вот за то же деяние, но совершённое лицом, занимающим государственную должность, наказывать штрафом в размере до десятикратной суммы незаконного обогащения либо лишением свободы на срок до трёх лет со штрафом в размере не менее двух третей суммы незаконного обогащения.

Не обошёл стороной законопроект и частые уловки госчиновников, для чего предлагается обязать должностных лиц предоставлять сведения о доходах и расходах своих совершеннолетних детей.

Кроме того, в Админкодекс предлагается ввести статью «Превышение стоимости активов должностного лица над размером его доходов». Этот мягкий вид ответственности за превышение «норм обогащения» предусматривается для должностных лиц, в действиях которых не усмотрено уголовного преступления.

 

Кто за, кто против

Ранее Госдума уже отклоняла в первом чтении такой законопроект, не поддержало его и Правительство РФ. В отзыве Кабинета министров говорилось о том, что незаконное обогащение не может быть основанием для уголовной ответственности, поскольку является результатом преступных действий (бездействия), ответственность за которые уже предусмотрена статьями Особенной части УК (например, статьями 204 «Коммерческий подкуп», 285 «Злоупотребление должностными полномочиями» УК и другими).

Высказали свои претензии и в комитете по государственному строительству и законодательству: пояснили, что в законопроекте не указано, за какой именно срок чиновник обязан отчитаться об источниках доходов. Без этого уточнения могут оказаться незаконными все доходы свыше 5 млн рублей, полученные более чем за три года до отчётного периода и поэтому незадекларированные. А кроме того, в комитете отметили, что само по себе превышение стоимости активов над законными доходами ещё не свидетельствует об их незаконном происхождении.

Но авторы законопроекта считают, что ныне чиновники  злоупотребляют правом на частную собственность и законодательством о защите персональных данных, что позволяет им декларировать свои доходы как минимальные. При этом и они, и их родственники пользуются активами стоимостью, в несколько раз превышающей их задекларированные доходы.

Поэтому, по мнению авторов законопроекта, чиновники, у которых обнаружены активы, явно превышающие их законные доходы, должны подлежать уголовной ответственности.

Противники уголовной ответственности за незаконное обогащение считают, что она не соответствует принципу презумпции невиновности, который закреплён в Конституции РФ. Но инициаторы настаивают, что их предложение никак не умаляет действие принципа презумпции невиновности, так как должностное лицо считается невиновным в незаконном обогащении, пока не будет доказано обратного. А обязанность по доказыванию незаконности обогащения, как и любого преступного деяния, лежит на правоохранительных органах. Сам же подозреваемый вправе доказывать свою невиновность, но не обязан это делать.

Авторы считают, что принятие такого федерального закона значительно повысит эффективность деятельности правоохранителей по противодействию коррупции, поскольку за генпрокурором РФ (и его подчинёнными) закрепляется право  инициировать проведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах и расходах чиновников.

 

Есть примеры

Недавно в Нижегородской области супруга сотрудницы Росреестра обязали передать в собственность государства жильё, купленное на «серые» средства. Мужчина не смог указать источник происхождения денег, использованных для финансирования сделки по приобретению недвижимости, и лишился квартиры стоимостью более 4 миллионов рублей. Факт, что сумма сделки, заключённой ещё в 2016 году, превысила общий доход государственной служащей и её супруга за три последних года, был установлен как раз в ходе антикоррупционной проверки. Надзорное ведомство подало в суд исковое заявление об обращении недвижимости в доход государства. Суд согласился с доводами прокуратуры и приказал изъять жильё.