Привет от Остапа Бендера
Привет от Остапа Бендера
19 марта 2016 - 19:02
Привет от Остапа Бендера 19 марта 2016 - 19:02
Ирина Шапар

 

«Газета» выясняла, как не стать жертвой аферистов 
После очередного рассказа о пострадавших от мошенников в голове невольно проскальзывают мысли вроде: «Уж кого-кого, а меня эти жулики точно не провели бы». Не обольщайтесь – аферисты давно научились «разводить» даже самых осторожных и бдительных.

В Интернете всё чаще появляются жалобы крымчан на мошенников, наживающихся на нашей рассеянности. Схема довольно проста. Потеряв личные вещи или документы, человек подаёт объявление с просьбой вернуть пропажу. Чаще всего за вознаграждение. На него-то и клюют аферисты. Вам звонит неизвестный и сообщает, что нашёл пропавшую вещь и готов её вернуть. А обещанное вознаграждение он под каким-нибудь благовидным предлогом просит перевести на счёт мобильного телефона или на электронный кошелёк. Ну а после получения денег абонент, как правило, оказывается вне зоны доступа.

Мы решили на себе проверить, как работает эта схема, и подали объявление о пропаже паспорта. Наше сообщение было опубликовано в Интернете поздно вечером. А уже в 9 утра раздался первый звонок. Собеседник, представившийся Андреем, сообщил, что мой якобы утерянный паспорт находится у него. Прежде всего звонивший выяснил, сообщала ли я об утере документа в полицию. Получив отрицательный ответ, незнакомец поинтересовался размером вознаграждения, которое я готова заплатить. Услышав о сумме 500 рублей, он попросил 1000. На попытки торговаться собеседник сказал, что возвращение владельцам потерянных вещей – это его хлеб, ведь он владелец небольшого частного бюро находок. К тому же незнакомец якобы уже заплатил определённую сумму тому, кто принёс ему паспорт. Что ж, пришлось соглашаться на 1000 рублей. Я полагала, что незнакомец сразу станет уговаривать перевести эту сумму на его счёт, но он спросил, где я нахожусь, и выразил готовность приехать и передать документ из рук в руки. Неужели и правда нашёлся паспорт с указанными в объявлении данными?

Итак, встреча назначена у «АТБ». Пусть по привычке я назвала старое название супермаркета, но оно непременно хорошо известно любому крымчанину. Мой же собеседник уточнил, есть ли поблизости магазин. Значит, действует он издалека. Сидит себе в своём Воронеже или Витебске и отслеживает объявления о пропаже вещей по всей России-матушке. Да и номер у него некрымский, с +7 (952) начинается.

Компетентно

Оксана Сорокопудова, начальник отдела по связям со СМИ городского управления МВД по г. Симферополю:

– Подобные случаи сотрудникам полиции уже известны. Мы много раз предупреждали граждан и в прессе, и по радио, и по телевидению: бесплатный сыр бывает только в мышеловках. В последнее время мошенники изобретают всё более изощрённые схемы обмана. Если раньше они обворовывали квартиры под видом соцработников, то теперь всё чаще в ход идут новые мошеннические схемы. Чтобы не стать жертвой злоумышленников, ни при каких обстоятельствах не перезванивайте на незнакомые номера, не передавайте неизвестным какие-либо данные и тем более не переводите деньги неизвестным лицам. Будьте внимательны, и это поможет вам избежать лишних проблем.

Как бы то ни было, действия незнакомца были чёткими и довольно правдоподобными. Он выяснил, во что я одета, и сказал, что уже подъезжает. Через пару минут позвонил снова. А вот дальше его речь больше напоминала скороговорку. Вроде тех, какими «окучивают» потенциальных жертв привокзальные цыганки.

– Я минуты через три буду на месте. Очень спешу, времени практически нет. Ждите меня на выходе с готовой квитанцией. Будьте готовы быстро написать расписку, что паспорт получили, выдали вознаграждение в размере 1000 рублей и претензий не имеете. Это чтобы мы могли обезопасить себя, а то потом будете говорить, что мы у вас деньги вымогали, – выпалил мой собеседник так быстро, что я едва разбирала слова.

– Минуточку, какую ещё квитанцию? – спросила я.

– Мы юридическое лицо, всё должно быть официально. Это для вашей же безопасности. Чтобы вы были спокойны, а на руках была квитанция. Видите терминал? – сказал незнакомец.

Терминал я, естественно, видела. Они есть практически в каждом магазине. Незнакомец настаивал, чтобы я перевела вознаграждение на его счёт. Я предложила собеседнику дождаться его и вместе «покормить» терминал. В ответ он вновь начал говорить о нехватке времени, а затем пошёл на очередную хитрость. Мужчина сказал, что операцию по переводу средств можно отменить в течение десяти минут. Но, по его словам, это не понадобится: он-то подъедет раньше. Устав от его бессмысленных попыток выманить кровную тысячу, я попросила злоумышленника назвать адрес прописки в паспорте. В ответ на это он просто повесил трубку. Больше на связь не выходил.

Помните: мошенник может представиться не только сотрудником бюро находок, но и работником радиорынка (если утерян мобильный телефон или, скажем, планшетный компьютер) или даже сотрудником полиции. В любом случае уличить злоумышленника очень легко. Для этого необходимо уточнить у него не указанную в объявлении деталь о потерянных вещах. Например, спросить о том, где имеется царапина на предмете, или попросить назвать число и месяц рождения. Кстати, вернуть свои деньги при подобных аферах практически невозможно. Чаще всего счета и сим-карты мошенников зарегистрированы в других регионах, на лиц без определённого места жительства или на человека, который карту потерял. Поэтому найти их не получается.

ТОП‑5 уловок мошенников 
Выигрыш 

Как работает: на телефон поступает звонок или СМС-сообщение о выигрыше автомобиля или, например, крупной денежной суммы. Счастливого обладателя просят внести символический «регистрационный взнос» через систему электронных платежей.

Что делать: ни в коем случае не переводите деньги: они попадут в руки злоумышленников. Помните: получить приз можно только в том розыгрыше, в котором вы принимали участие.

Покупки в Интернете 

Как работает: в сети Интернет размещается объявление о продаже товаров, цены на которые существенно ниже рыночных. После общения с продавцом потенциальному покупателю предлагают перечислить предоплату в размере от 50 до 100%. Ну а оплаченный товар не приходит ни через месяц, ни через год.

Что делать: приобретать товары с предоплатой можно только в надёжных интернет-магазинах. Для остальных случаев предусмотрена система оплаты при получении товара.

Звонки из банка 

Как работает: поступает звонок из банка о том, что банковская карта заблокирована. Затем под предлогом уточнения информации хитрецы выясняют данные карты.

Что делать: положить трубку и проверить состояние банковской карты или счёта, обратившись непосредственно в отделение банка.

Крик о помощи 

Как работает: каждый из нас готов в трудную минуту помочь близкому родственнику, особенно ребёнку. Этим пользуются мошенники. «Мама, положи мне 1000 рублей на этот номер, я потом всё объясню». Это, пожалуй, самое распространённое сообщение с просьбой о помощи. Злоумышленники надеются на то, что получатель перечислит деньги на указанный номер телефона, не попытавшись связаться с ребёнком.

Что делать: достаточно позвонить родственнику, скорее всего, у него всё хорошо.

Взятка 

Как работает: на телефон поступает звонок с неизвестного или неопределённого номера. Собеседник сообщает, что родственник стал виновником серьёзного ДТП либо задержан за совершение преступления. Затем злоумышленник предлагает помочь близкому избежать ответственности за денежное вознаграждение. Как правило, разговор подкрепляется звуковым сопровождением: в трубке слышны звуки сирены, шум проезжающих машин, голоса. Под разными предлогами мошенники не дают возможности поговорить с родственниками, а также требуют постоянно оставаться на связи.

Что делать: прекратите разговор и попытайтесь связаться с якобы попавшим в беду близким. И помните: законодательством предусмотрена уголовная ответственность за дачу взятки должностному лицу.