Приходи на нас посмотреть
Приходи на нас посмотреть
19 февраля 2016 - 20:02
Приходи на нас посмотреть 19 февраля 2016 - 20:02
Елена Романова

 

Интересуются ли крымчане искусством, выясняла «Газета» 
На фоне таких крупных культурных событий, как выставка картин Валентина Серова в Москве и Фриды Кало в Санкт-Петербурге, «Газета» решила выяснить, что происходит в культурной жизни Крыма, чем живут местные галереи и выставочные залы и есть ли у нас на что посмотреть.
Жемчужина коллекции Симферопольского художественного музея –
«Лунная ночь на Днепре» Архипа Куинджи.

Пока не готовы 

Как отмечают специалисты, сегодня шансы существующих в Крыму выставочных площадок принять под своей крышей стоящие экспонаты очень невысоки. Директор Симферопольского художественного музея Ларина Кудряшова говорит, что ни один из крымских музеев не оснащён пристойной системой безопасности.

Коридоры Симферопольского художественного музея.

Ларина Кудряшова:

– Провести или принять у нас что-то подобное московской выставке Серова на сегодняшний день ни один крымский музей не сможет. Мы к такому просто не готовы, так как в пространстве Украины нас очень плохо финансировали. В наших музеях нет тех степеней защиты, которые необходимы музею, мы, например, не можем поддерживать влажный тепловой режим. В настоящее время ведётся активная работа по модернизации музея, оснащению его нужной техникой. Но он ещё не полностью переоснастился для проведения особо крупных выставок. Для этого нужно больше времени и финансов. Но я думаю, что примерно в следующем году какие-то крымские музеи смогут у себя принять какую-нибудь крупную выставку.

Картины на продажу. Художественный салон в центре Симферополя.

Как утверждает Кудряшова, за последние годы финансирование в сфере культуры и искусств в Крыму значительно улучшилось. Сегодня выделяемые средства покрывают практически все нужды музея. А значит, появилась и возможность развиваться. Это привлекает в учреждение новых посетителей.

Здание Симферопольского художественного музея, которое имеет
архитектурную ценность, всё ещё нуждается в реконструкции.

– Прошлый год можно отметить как мощный рывок в развитии музейного дела в Крыму, – рассказывает Ларина Кудряшова. – Увеличилось число посетителей. Вместе с передвижными выставками, когда наши экспонаты выезжали за пределы музея, а именно они привлекают больше всего посетителей, наши экспозиции посетили приблизительно 70 тысяч человек. Это при том, что сегодня большая часть наших экспонатов находится в запасниках, как и во многих других музеях. Выставить всё нереально. У нас ограничены площади, мы не можем разместить больше, чем есть места в наших экспозиционных залах. Выставляется примерно 13% экспонатов, всё остальное находится в фондах. Периодически мы меняем экспозицию, делаем временные выставки и вывозим экспонаты за пределы Крыма. Есть мнение, что в фондах мы храним картины, которые не можем выставить на обозрение из соображений безопасности, например, очень дорогие или известные полотна. Это неправда – всё самое лучшее всегда находится в экспозиции. Потому что лицо музея – это его коллекция.

В некоторых крымских музеях уже установлена новейшая система
навигации, позволяющая найти любую картину за несколько секунд.

Не могут сегодня похвастать возможностью размещать высокохудожественные экспозиции и частные выставочные залы, их, по словам Ларины Кудряшовой, в Крыму довольно мало.

– Мы отстаём от материковой части России во многих сферах, галерейный бизнес не исключение. Но я думаю, что мы сможем наверстать упущенное. В Российской Федерации есть возможность развиваться в этом направлении. Галеристам здесь способствует многое, в том числе и законодательная база, – объяснила директор музея.

В симферопольском Доме художника выставляют
в основном работы членов крымского Союза художников.

Традиции хочется продолжать 

В самой крупном выставочном зале Крыма, симферопольском Доме художника, тоже считают, что проведение крупных выставок в республике пока невозможно по целому ряду причин. Искусствовед Дома художника Людмила Бородина отмечает: назрела необходимость строительства новых площадок для художников.

Уничтоженные имперские шедевры 

Симферопольский художественный музей до Великой Отечественной войны имел одну из лучших коллекций во всём Советском Союзе. Это были национализированные предметы из дворцов и имений русской знати Южного берега Крыма – императорские и графские коллекции. К сожалению, практически все экспонаты были уничтожены фашистами. А чтобы музей не закрылся, лучшие выставочные площадки России сбросились и создали сегодняшнюю коллекцию Симферопольского художественного музея. Новая коллекция включила в себя серебряные иконы из собрания Третьяковской галереи, великолепные произведения живописи из Русского музея Санкт-Петербурга, прекрасные образцы западноевропейской живописи из Эрмитажа и многое другое. Таким образом, крымская столица имеет коллекцию предметов изобразительного искусства высшего уровня.

Людмила Бородина:

– У нас проходит около 50 выставок в год. Но это не отменяет того, что в Крыму нет настолько большого зала, чтобы вместить в себя такую масштабную выставку, как недавняя выставка Серова в Москве или петербургская выставка Фриды Кало, просто не хватит площади. Хотя наши выставочные залы одни из самых больших в республике. О крупных выставках мечтают все, потому что в Крыму всегда было развито изобразительное искусство, и эту традицию хочется продолжать. Наши современные художники много лет говорят о том, что назрела необходимость строительства музея современного искусства. Это было бы отличной площадкой для многих молодых творцов.

Выставка рисунков учащихся детских школ искусств
Санкт-Петербурга в Государственном академическом муз­театре.

По словам искусствоведа, сегодня современным художникам выставляться практически негде. Симферопольский Дом художника в основном проводит выставки с членами крымского Союза художников. Редко бывают сборные выставки, где могут участвовать непрофессиональные мастера. Как и наша предыдущая собеседница, она говорит об остром дефиците в Крыму частных выставочных залов.

Людмила Бородина:

– Современным художникам нужно выставляться, показывать свои работы миру. Наверное, поэтому я очень остро ощущаю потребность в картинных галереях на полуострове, сегодня в Крыму их слишком мало. Была хорошая частная галерея в Севастополе, но сейчас она закрыта. А в Симферополе вообще нет ни одной частной галереи. Чтобы иметь таковую, нужно быть действительно богатым человеком. К тому же не все могут совмещать в себе те качества, которые нужны хорошему галеристу. Плюс сегодня у крымчан не та покупательская способность, чтобы позволить себе вкладывать в предметы искусства. В девяностые было много богатых людей, которые стремились разбираться в искусстве, покупать картины, собирать коллекции. Сейчас же таких людей стало значительно меньше. Хотя картины – это хорошее вложение. К примеру, тот же Айвазовский не подешевеет никогда, только станет дороже.

Помещение для обучения юных мастеров в Симферопольском художественном музее 

Тем не менее, по словам Бородиной, запрос на прекрасное у крымчан есть. Например, у Дома художника нет недостатка в посетителях. Хотя она и связывает это с тем, что вход сюда свободный.

– Может, из-за бесплатного входа, но у нас действительно очень много посетителей. В день в среднем приходит больше 100 человек, если же выставка значимая, то приходит и по 500 человек, – говорит искусствовед.

Компетентно

Арина Новосельская, министр культуры Крыма:

– Выставочных залов в Крыму недостаточно. Сейчас очень хорошо работает Дом художника в Симферополе, все наши музеи. Но Крым ощущает явную нехватку выставочных площадей. Я за то, чтобы галереи открывались, как государственные, как государственно-частные, так и просто частные. Для Южного берега это просто необходимо. Что касается финансов, то на музейную деятельность в этом году было выделено вдвое больше средств – 356 миллионов рублей. Приоритетом министерства сегодня, безусловно, является в том числе охрана музейных объектов. Для этого мы заключаем договоры с охранными фирмами.

Фото Лидия ВЕТХОВА