Приедет ли рейсовый автобус в дальнее село?
Приедет ли рейсовый автобус в дальнее село?
29 марта 2015 - 17:49
Приедет ли рейсовый автобус в дальнее село? 29 марта 2015 - 17:49
Сергей Максимов

 

Вопрос в будущем времени, а в настоящем – перевозчики, невзирая на условия конкурсов, сокращают маршруты на свой лад, перестраивают графики движения. Вместо 4–5 раз в день, как положено по расписанию, автобус заезжает в отдельные населенные пункты 2 раза, а то и вовсе не приходит.

Водители маршрутных автобусов стали все экономистами и записывают в «нерентабельные» пункты для заезда и остановок сёла и небольшие поселки, куда ехать далеко, а выручка будет маловата. Такие факты зафиксированы в Сакском, Джанкойском, Советском, Нижнегорском районах и других, где поток пассажиров намного меньше, чем в посёлки и сёла Южного берега Крыма.

О проблемах в сфере перевозок общественным транспортом шла речь на последнем заседании Комитета Госсовета Крыма по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу. Его председатель Пётр Запорожец констатировал, что принятый 20 марта в первом чтении закон «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом в Республике Крым» вызвал неоднозначную реакцию в муниципалитетах. Критические замечания, предложения и настойчивые просьбы внести поправки в данный закон поступили из Ялты, Симферополя, Судака, Феодосии, Керчи, из администраций ряда районов, Ассоциации автомобильных перевозчиков Крыма.

Согласно законодательству РФ, органы местного самоуправления имеют право на разработку маршрутной сети, проведение тендеров на перевозки и контроль за выполнением их условий в пределах своих территорий.

На местах, безусловно, виднее, чем в кабинетах Минтранса РК, где люди недовольны качеством транспортных услуг. Но готовы ли местные органы власти взять всю ответственность за организацию перевозок? Одинаковы ли у всех финансовые возможности, чтобы, к примеру, дотировать заведомо нерентабельные маршруты? Перевозчики, как любые игроки на рыночном поле, не станут работать себе в убыток, и они уже бросают неприбыльные маршруты. Согласно предлагаемому закону, эти маршруты вообще можно свернуть: «решение о закрытии маршрута регулярного сообщения может быть принято, если количество пассажиров, следующих из начального в конечный остановочный пункт, менее 25 процентов от вместимости транспортного средства».

Понятно, Ялта и её окрестности, Симферополь – лакомые куски для перевозчиков, и этим населённым пунктам гарантирована жёсткая конкуренция на конкурсах на право выставить свои автобусы на маршруты. А как быть с Джанкоем? Один из депутатов прогнозирует потерю всего общественного транспорта в этом регионе, если муниципальная власть существенно не поддержит рублём тех, кто рискнёт там заниматься перевозкой пассажиров. Тощему бюджету такую нагрузку не осилить и повышением стоимости проезда ситуацию не выправить. На юг, к морю курортники поедут и за тройную плату, а на север или в степные восточные районы Крыма даже бесплатным калачом трудно заманить. Возможно, маршруты надо выставлять едиными лотами на конкурсах на право перевозок, где сверхприбыльные направления находились бы в одном пакете с убыточными, компенсируя тем самым потери перевозчику, в целом давая возможность работать прибыльно, чтобы и на хлеб с маслом хватало, и на запчасти, и на закупку новой техники. Такую схему торгов может осуществить только надмуниципальная структура – читай: уполномоченный орган республиканского статуса.

Пока вопросов на тему организации пассажирских перевозок в Крыму по российским правилам больше, чем ответов. Одни города и районы хотят большей самостоятельности в этой сфере, другие территории рискуют потерять пока действующие маршруты. Крым неоднороден, а закон не универсален. Депутаты решили его дорабатывать с учётом анализа поступивших предложений с мест, интересов автотранспортников и доводов специалистов профильного министерства республики, которое ратует за равный доступ всех жителей полуострова к государственной услуге, чем и является перевозка пассажиров.

Фото: fotobus.msk.ru