Президент Ассоциации автошкол Крыма: «Мы надеемся, что количество недобросовестных школ значительно уменьшится»
Президент Ассоциации автошкол Крыма: «Мы надеемся, что количество недобросовестных школ значительно уменьшится»
11 октября 2019 - 13:27
Президент Ассоциации автошкол Крыма: «Мы надеемся, что количество недобросовестных школ значительно уменьшится» 11 октября 2019 - 13:27

Статистика свидетельствует о том, что в Крыму растёт количество ДТП, совершённых с участием начинающих водителей. О качестве обучения в крымских автошколах, недобросовестной конкуренции и многом другом «Крымская газета» поговорила с президентом Ассоциации автошкол Крыма, членом комиссии РК по обеспечению безопасности движения и общественного совета при Министерстве транспорта РК Александром Хорошим.
Фото: Лидия Ветхова 

1. С чем связано увеличение числа аварий с участием новичков?

– Хотя в последнее время ГИБДД уделяет качеству подготовки в автошколах более пристальное внимание, ситуация с ДТП, к сожалению, остаётся неутешительной. Наше профессиональное сообщество очень надеется, что реализация принятой в январе 2018 года Правительством РФ «Концепции безопасности дорожного движения в РФ» её значительно улучшит. Сегодня в рамках этой концепции деятельности автошкол, а именно качеству подготовки водителей уделяется больше внимания со стороны контролирующих органов, в частности, ГИБДД и Рособрнадзора, и мы надеемся, что количество недобросовестных школ значительно уменьшится. На мой взгляд,  число автошкол в Крыму сейчас неоправданно большое, поэтому на рынке жесточайшая конкуренция. Но я уверен, что сама жизнь заставит перейти от количества к качеству.

2. Сколько автошкол в Крыму и чем они отличаются?

– По информации ГИБДД, в Крыму работают порядка 100 автошкол. Это и крымские, и пришедшие с материка. Их материально-техническая база тоже отличается. Хотя ни одна автошкола не получит разрешение на образовательную деятельность, если учебные аудитории, автодром и автопарк не отвечают требованиям ГИБДД. Просто у некоторых школ материальная база своя, а другие их арендуют. Кстати, этот факт значительно влияет на стоимость услуг по подготовке водителей.

3. Как качество подготовки водителя зависит от стоимости обучения?

– По существующим расчётам, стоимость обучения водителя на категорию «В» при учёте соблюдения всех требований действующего законодательства, а также учитывая нынешние цены на горюче-смазочные материалы, не может быть меньше 33 тысяч рублей. Но некоторые крымские автошколы предлагают свои услуги от 17 тысяч рублей. В результате среди учеников автошкол чётко выделяются две категории – те, кто хочет получить знания и навыки в управлении автомобилем, и те, кому нужно только свидетельство об окончании школы. Естественно, эта ситуация влияет на статистику ДТП. Правда, надо отметить, что многие идут туда, где дешевле, чисто из экономических причин, потому что не имеют необходимой суммы для обучения в хорошей автошколе. Но то, что дёшево, как известно, не всегда качественно. Отсюда и низкий уровень подготовки начинающих водителей.

4. И всё же почему такой разброс цен на обучение в автошколах?

– Если брать имеющиеся цены на все составляющие, из которых складывается общая стоимость услуг автошколы (стоимость ГСМ, зарплата преподавателя и инструктора, содержание автопарка и т. д.), то само обучение не может быть дешёвым. 33 тысячи рублей – это тот минимум, о котором я уже говорил. Поэтому автошколам, предлагающим свои услуги за 17 тысяч рублей, нужно либо очень экономить на своих затратах, в том числе и на обучении учеников, либо вытянуть из учеников недостающую сумму для покрытия затрат. Если автошкола экономит, то ученик с большой вероятностью не получит необходимых теоретических знаний, у него уменьшится количество практических занятий по вождению и т. д. То есть в данном случае качество подготовки существенно снизится. Если же автошкола планирует выудить из ученика недостающую сумму в процессе обучения, то можно не сомневаться, что за счёт дополнительных платежей учащийся с этой суммой обязательно расстанется. Кроме того, за счёт скрытых платежей, не указанных в договоре, стоимость обучения может значительно возрастать. Нам известны случаи, когда при первоначальной стоимости обучения в 20 тысяч рублей ученик в итоге платил автошколе от 35 до 50 тысяч. Чудес не бывает. Благотворительностью на рынке оказания услуг по обучению управлению автотранспортом никто не занимается. Во всяком случае, мне такие автошколы не известны.

5. Есть какие-то критерии, по которым можно понять, какого уровня подготовку даёт та или иная автошкола?

– Критерии выбора добросовестной автошколы, на мой взгляд, достаточно простые. В первую очередь кандидату в водители надо обращать внимание на её репутацию, уровень материально-технической базы и, опять же, на стоимость услуг. Поэтому после первоначального выбора автошколы необходимо ознакомиться с договором, в котором прописаны условия и её ответственность перед учеником. Особое внимание нужно обратить на условия дополнительных доплаты, а также на то, кому конкретно будут перечислены деньги за услугу, и только потом принимать решение. Как правило, добросовестной автошколе нечего скрывать, её договор максимально понятен. Если же в нём появляются третьи лица в качестве исполнителей или пункты написаны витиевато, уже следует задуматься.

6. А рейтинги автошкол существуют?

– Они существуют в ГИБДД, мы такие не составляем, поскольку это было бы не совсем корректно по отношению к членам ассоциации. Но мы предпринимаем определённые шаги, чтобы крымские автошколы подтягивались до необходимого уровня обучения.

7. Недавно начальник ГИБДД России Михаил Черников сообщил, что проект постановления, который предусматривает изменения в правилах проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, внесён на рассмотрение правительства. Согласно этому документу вводится механизм аннулирования результатов проведённых экзаменов, который позволит, например, отменить отрицательную оценку в случае удовлетворения жалобы на неправомерные действия экзаменатора во время проведения экзамена. Как вы оцениваете такое нововведение?

– Хочу отметить, что результаты экзаменов в случае несогласия учащегося можно оспорить и сейчас. Ведь, например, каждый автомобиль, на котором ученик сдаёт вождение, оснащён шестью видеокамерами, которые фиксируют всё, что происходит в салоне. Более того, ГИБДД не позволит использовать автомобиль для сдачи экзамена, если он не будет оснащён этими камерами. И если ученик не согласен с оценкой, которую ему дал экзаменатор, он всегда может её оспорить: пишет заявление в ГИБДД, поднимают видеозапись экзамена, и уже экспертная комиссия принимает решение, сдал этот человек экзамен либо не сдал. Так что это не новшество.

8. Что думаете об электронных водительских удостоверениях?

– Профессиональное автомобильное сообщество ещё только изучает этот вопрос. В эпоху современных технологий, цифровизации экономики, возможно, подобного рода практика в конце концов возобладает и большинство водителей перейдёт на электронные водительские удостоверения. Но кто-то, может, и не захочет. Поэтому альтернатива должна оставаться. Лично я пока не готов сказать, насколько переход на электронные права будет эффективным. Да, нововведение даст возможность экономить на изготовлении прав. Но, с другой стороны, наверняка могут появиться лазейки для использования этого документа в различных целях, в том числе и противозаконных.

9. Существует ли на сегодня единая база водительских удостоверений и как ведётся учёт выпускников автошкол?

– Такая база ведётся в ГИБДД. В неё заносится вся история владельца удостоверения: от автошколы, в которой он проходил обучение, до результатов экзаменов, сданных в ГИБДД. Кроме того, с 1 января 2019 года начала наполнятся база Рособрнадзора, в которую автошколы вносят данные о выданных свидетельствах о профессиональном образовании. Обратившись на сайт Рособрнадзора, сотрудники ГИБДД смогут быстро определить, обучался ли данный водитель в автошколе, получил свидетельство о её окончании или нет.

10. Какими качествами необходимо обладать, чтобы стать хорошим водителем? Это всем дано или нет?

– Если честно, не всем. Тем не менее, чтобы стать хорошим водителем, кандидат обязательно должен быть внимательным и обладать достаточной реакцией. Поскольку, находясь за рулём, он непременно обязан следить не только за своей машиной, но и за другими участниками дорожного движения. И не только за транспортными средствами, а и за пешеходами. Кроме того, чтобы стать хорошим водителем, конечно, надо обладать стрессоустойчивостью. Иначе при нынешнем интенсивном дорожном движении без этого качества ему будет тяжело передвигаться на транспортном средстве.

Блиц-опрос

Главная черта характера, необходимая в вашей работе… Стрессоустойчивость, чувство такта, вежливость. Без них невозможно подготовить хорошего водителя.

Если бы могли сменить профессию, то стали бы…

Меня вполне устраивает нынешняя.

Ваш главный принцип…

Порядочность.

За что любите жизнь…

За радости, которые она приносит.

С кем из известных людей вы хотели бы пообщаться…

С Вангой. Но, к сожалению, это невозможно.

Что бы у неё спросили…

Это личное.

Чего не терпите в людях…

Подлости и высокомерия.

Любимое место в Крыму…

Плачущая скала в Симферопольском районе

Что или кто вас стимулирует…

Дети, семья.