В Крыму двоих ребят судили за разжигание межнациональной розни в интернете
В Крыму двоих ребят судили за разжигание межнациональной розни в интернете
18 ноября 2016 - 14:01
В Крыму двоих ребят судили за разжигание межнациональной розни в интернете 18 ноября 2016 - 14:01
Борис Седенко

 

В последнее время в стране произошёл целый ряд громких преступлений с участием подростков. Живодёрки из Хабаровска, подмосковные «группы смерти», склоняющие подростков к суициду через социальные сети, пара псковских подростков, транслирующих стрельбу в режиме онлайн… А в Крыму на этой неделе двоих молодых людей осудили за разжигание межнациональной розни в социальной сети. «Крымская газета» выясняла, с чем связана такая тенденция и как уберечь ребёнка от дурного влияния.
Сегодня, чтобы выйти в Сеть, достаточно взять телефон в руки. Фото: Владимир ПРОШКИН

Это было недавно

Три года и 10 месяцев лишения свободы в колонии-поселении получил 19-летний крымчанин по совокупности преступлений: за нанесение телесных повреждений и разжигание межнациональной розни. Футбольный фанат, состоящий в движении «Секта 82», распространял видео с нацисткой символикой и призывами к насилию по отношению к лицам кавказской национальности и сотрудникам правоохранительных органов.

По словам заместителя прокурора Киевского района Симферополя, советника юстиции Арсения Суходолова, одним из направлений деятельности прокуратуры является противодействие экстремизму и терроризму, в том числе путём мониторинга сети Интернет. Так вот, вышеупомянутый молодой человек привлекается к уголовной ответственности уже четвёртый раз, что говорит о его повышенной общественной опасности. 

В ещё одном схожем деле, по которому на этой неделе вынес вердикт Киевский районный суд Симферополя, виновной в разжигании межнациональной розни признана молодая девушка. С учётом её личности, а также наличия на иждивении малолетнего ребёнка ей назначено наказание в виде двух лет лишения свободы условно.

– В профилактике таких преступлений значительное внимание уделяется семье, воспитанию ребёнка. Если родители не знают, где ребёнок находится и чем занимается, это создаёт условия для вовлечение его в преступную деятельность. Родители должны больше внимания уделять своим детям, – говорит Арсений Суходолов.

Запрет – не выход

Согласен с представителем прокуратуры и доктор психологических наук, доцент, декан факультета психологии Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского Евгений Чёрный. Он уверен: если взрослые хотят обезопасить детей от того негативного, что может быть в Интернете, нужно проводить с ними работу.

Суд признал виновной молодую крымчанку в разжигании межнациональной розни. С учётом её личности, а также наличия на иждивении малолетнего ребёнка ей назначено наказание в виде двух лет лишения свободы условно 

– Это должен быть ликбез. Мы учим детей не дотрагиваться до горячего утюга, не играть со спичками, не переходить дорогу в неположенном месте, и это всё жизненные и правильные вещи. А вот безопасность, которая связана с их психическим состоянием, с их психологическим здоровьем, не всегда в центре внимания родителей, – считает Евгений Чёрный.

По его словам, подростки часто склонны к подражанию. Они пытаются найти формы самореализации, пробуют, экспериментируют, надевают разные маски, играют роли. И чем ярче роль, чем ярче маска, тем более они склонны это примерить. Причина –  социальное экспериментирование, протест против «правильности», нормативности жизни. И чтобы заговорить о проблеме с ребёнком, нужно выразить понимание этого стремления детей подражать, примерять, протестовать.

– Например, вот мы говорим ребёнку: «Ты видел это? Как там подростки эти?» Он ответит, что видел. Вы говорите: «Ты знаешь, если бы я был подростком, то мне захотелось бы побыть в их шкуре какое-то время. Я понимаю что они придурки, но интересно, что они чувствовали в этот момент». Мы не провоцируем его таким образом, мы таким образом присоединяемся и смотрим, как он отреагирует. Ему нужно это как-то отыграть в беседе с родителем. Когда он на это отреагирует, ему не будет необходимости в реальности это пробовать, – уверен доктор психологических наук.

Правильный подход

Могут ли родители контролировать то, как ребёнок себя ведёт «онлайн»? Основная проблема здесь – доверие. Это подтверждает Евгений Чёрный:

– Если нет доверия в отношениях, очень сложно сказать ребёнку: «Давай-ка мы с тобой об этом поговорим». Ребёнок скажет: «Ну, давай». Но он формально к этому подойдёт, и у него в одно ухо влетит, в другое вылетит. Либо он вообще скажет: «Чего я, мама, буду с тобой говорить. Я лучше тебя знаю, как пользоваться Интернетом. Чему ты меня можешь научить?» И это, кстати, правда, хотя бы в плане пользования. И родитель может здесь только сказать:  «Я опытнее тебя. Я знаю, что происходит, какие люди бывают».

Если ребёнок не выпускает из рук гаджет, психолог рекомендует действовать прямо и рассказывать разные истории. Но здесь важно правильно выбрать время и место для такого разговора: 

– Вот мама за обедом говорит внезапно: «Слушай, я недавно тут такое прочла в газете. Оказывается…» И рассказывает историю. И говорит: «Вот представь, ты бы попала в такую ситуацию». Ребёнок тут же бы ответил: «Мама, ты думаешь, что я бы попала в такую ситуацию?» И мама сказала бы: «Ну нет, ты у меня умница-разумница». Всё, эта ситуация уже обговорена фактически. Она для ребёнка уже закрыта. Именно эта. Но сколько других ситуаций…