Пол жизни в заторах
Пол жизни в заторах
03 июля 2015 - 16:00
Пол жизни в заторах 03 июля 2015 - 16:00
Валентина Симонова
Насколько актуальна проблема пробок в крымских городах и как с ними намерены бороться 
Не так давно о проблемах с пробками мы слышали только по телевизору. Сегодня они актуальны и для некоторых крымских городов. В чём причина и как бороться с этой напастью, разбиралась «Газета».
Фото: Лидия ВЕТХОВА 
Это интересно

— За границей официальным заболеванием считается трафик-стрессовый синдром у водителей. Это болезнь, при которой вырабатывается страх перед пробками, вызывающий неадекватное поведение: водитель может внезапно надавить на газ со всеми сопутствующими последствиями. Один из симптомов – вспотевшие ладони.

— В августе 2010 года в Пекине сформировалась пробка протяжённостью 100 км, которая не могла рассосаться на протяжении 12 дней. Автомобили в ряду двигались со скоростью чуть более 3 км/ч.

— Самая протяжённая пробка зафиксирована 16 февраля 1980 г. во Франции – 175 км.

Пробки вредят здоровью 

Проблема пробок ещё не охватила весь полуостров. Она характерна для крымской столицы и ряда южнобережных курортов, в том числе Ялты и Алушты. Причиной всему – возраст наших городов. Их проектирование и застройка велись задолго до того, как автомобили стали массово доступны для среднего кошелька, и до середины 90‑х наши дороги вполне справлялись с нагрузкой. Рекорд­смен в этом смысле, конечно, Симферополь. Сегодня крымчанам и гостям столицы приходится проводить в пробках в среднем до 40 минут в день.

Причин возникновения транспортных коллапсов множество. Это наличие узких участков, чрезмерное число автомобилей, «эффект бабочки», когда из-за неадекватного поведения одного водителя образуется затор, распространяющийся на весь поток, а также переизбыток агрессивных и робких водителей: первые слишком близко подъезжают к впереди стоящему автомобилю, из-за вторых в ряду образуются большие пробелы. Существенный вклад в формирование пробок вносит и хаос с парковками. Отсутствие системного подхода к этому вопросу приводит к тому, что и без того узкие дороги заставляются автомобилями.

При этом, кроме времени, систематические продолжительные пробки забирают у нас и здоровье. Они способствуют возникновению психо-неврологических и обострению ряда хронических заболеваний. Мы не привыкли считать скрытые убытки, а вот более прагматичные американцы подсчитали: в 2010 году из-за крупных пробок расходы на здравоохранение в стране увеличились на $18 млрд.

Что делать?

Первое, что приходит на ум, – расширять дороги. Но, например, на Южном берегу это на данный момент невозможно: слишком близко подходит застройка к дороге, а значит, потребуется массовый снос частных домов, торговых и офисных помещений. Возмещение владельцам убытков не потянет бюджет ни одного крымского города.

В то время как в Крыму десятилетиями широко использовали один способ борьбы с пробками – увеличение числа и размеров дорожных ям, вид которых вызывал желание оставить машину дома, в мире искали наиболее эффективные методы. Оказалось, что расширение дорог даёт временный эффект: в крупных городах обновлённые дороги заполнялись под завязку в течение буквально нескольких лет. Некоторые города делали ставку на оптимизацию общественного транспорта, другие перекрывали центр для автомобилистов либо вводили пропускную систему по принципу чётного или нечётного номерного знака.

В Пекине пытались влиять на количество приобретаемых автомобилей. Власти даже обязали водителей раз в неделю оставлять свою машину на приколе, однако и этот способ не позволил в должной мере разгрузить дороги. Как показала практика, положительный эффект от такой политики если и есть, то крайне незначительный. Китайские водители продолжают ежедневно проводить в пробках по 2-3 часа.

Современные города для управления потоком используют умные системы, которые показывают не только актуальную информацию об участках с пробками, но и отображают наличие свободных мест на парковках. Первая пилотная система была протестирована в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. После ввода системы оповещения о свободных парковках пробки в городах существенно сократились.

Претворив в жизнь самые немыслимые проекты, эксперты пришли к выводу: побороть пробки может только комплексный подход.

Решения будущего 

Изобретатели, в свою очередь, предложили оборудовать автомобили беспроводными системами связи. По словам авторов проекта, системы смогут контролировать поведение других участников дорожного движения на пять автомобилей вперёд, а значит, водитель успеет подготовиться к изменению ситуации и при необходимости затормозит более плавно, что поможет избежать заторов. Зарубежные специалисты работают над полной автоматизацией автомобилей. По их мнению, это не только позволит сократить пробки, но и значительно снизить количество аварий на дорогах.

Скептики же считают, что во все времена единственным действенным методом борьбы с пробками будет использование общественного транспорта, ходьба и передвижение на велосипедах.

Компетентно
Симферополь 

Главный архитектор города Эрнст Мавлютов:

– Проблема пробок должна решаться комплексно. Всё начинается, конечно, с разработки генерального плана города и транспортной схемы с учётом транспортных потоков и парковок, в том числе перехватывающих и много­уровневых. Решать проблему мы будем и путём управления трудовой миграцией, в том числе планируется развитие производства за чертой города, а также строительство офисных помещений на его периферии. Схема будет разработана к концу года.

Евпатория 

Замначальника департамента городского хозяйства администрации города Евгений Медведев:

– По сравнению с Симферополем наши пробки скорее можно считать небольшими заторами, частота которых увеличивается во время туристического сезона, ведь Евпатория стала транзитным городом для тех, кто едет отдыхать в западный Крым. Очевидно, что пропускная способность дорог, запроектированных ещё в 60-70‑е годы прошлого века, не соответствует современным требованиям.

Алушта 

Начальник отдела транспорта и связи Ирина Рязанова:

– Пробки у нас образуются только в тех местах, где водители не соблюдают правила дорожного движения и, несмотря на запрещающие знаки, паркуются в неположенном месте. Чтобы закрыть этот вопрос раз и навсегда, городу нужен эвакуатор. Однако не помешает полная реорганизация, поскольку город старый и дороги узкие.

Керчь 

Главный специалист отдела по организационной работе, связям с общественностью и взаимодействию со СМИ администрации города Ирина Кучмина:

– В Керчи пробок нет, несмотря на то что в целом поток автомобилей увеличился, но, видимо, не настолько, чтобы город стал загружен.