Поговори со мною, мама
Поговори со мною, мама
04 февраля 2016 - 20:02
Поговори со мною, мама 04 февраля 2016 - 20:02
Ирина Гуливатая

 

Чем грозит родительское молчание
«С начала мы хотим, чтобы они быстрее начали ходить и говорить, а потом – чтобы сидели и молчали», – в этой старой шутке есть большая доля правды. Многие родители, ещё недавно так радовавшиеся первому слову своего младенца, вскоре перепоручают общение с ребёнком телевизору, компьютеру, планшету или смартфону. Чтобы дитя сидело тихо и не мешало, в кнопочки тыкало и ума набиралось. Но ни один гаджет не сможет заменить родителей и их слов, обращённых к малышу.
Инфографика: vsekey.ru

До года – без мультиков

Многие мамы и папы уверены, что речь, которую ребёнок слышит из телевизора, мало чем отличается от той, что он услышал бы от родителей: те же слова, те же предложения. На самом деле те же, да не те.

– Речь, которую ребёнок слышит из телевизора, не имеет адресности. А малышу для нормального развития нужна адресная эмоциональная речь, то есть та, которая обращена именно к нему, в которой 
его называют по имени, вовлекают в процесс общения, – рассказывает главный внештатный детский психиатр Минздрава Крыма Ольга Потапенкова. – Если же ребёнок общается только с гаджетами, то это может иметь очень печальные последствия: нарушаются коммуникативные функции, могут формироваться аутистические черты. Проявится это в том, что у ребёнка не возникнет потребности произносить слова, у него будет задержка речевого развития, а следовательно – и психического.

Понятно, что в современном мире полностью исключить из жизни малыша телевизор или компьютер не удастся, сейчас внедрение подобной техники в нашу жизнь – это уже как девятый вал, который невозможно остановить. Но сделать так, чтобы ребёнок не проводил всё время перед телеэкраном или монитором, родителям вполне по силам.

– Общение с гаджетами можно и нужно ограничивать. Пока ребёнку не исполнится год, нет абсолютно никакой необходимости показывать ему мультфильмы. В этом возрасте гораздо важнее, чтобы у малыша развивалась сенсорная сфера, а для этого с ним нужно играть в игрушки, и эти игрушки должны быть разнофактурными: и мягкими, и деревянными, и пластиковыми, чем больше разных материалов, тем лучше, – поясняет Потапенкова. 

Чему научат мишка с зайкой

В общении родителей с маленькими детьми есть и другая крайность: некоторые мамы буквально с пелёнок начинают читать детям вслух серьёзные взрослые стихи, а в качестве колыбельных включают классическую музыку. По словам Ольги Потапенковой, такой подход как раз не вреден, даже наоборот: дело в том, что и классическая музыка, и стихи написаны по законам музыкальной гармонии, гармонии речи и имеют волновую структуру, которая совпадает с биоэлектрическими волнами человеческого мозга. И пусть маленький ребёнок ничего не понимает во взрослых стихах, но вреда от их слушания точно не будет. Хотя при этом не нужно забывать и о детских стихах и песенках: «Ладушки-ладушки», «Гуси-гуси, га-га-га», «Сорока-ворона кашку варила» – все эти потешки, считалки и прибаутки, которые были в ходу ещё у наших прабабушек и прадедушек, и в наши дни ничуть не устарели и по-прежнему хороши для детей. А еще очень неплохо читать малышам стихи Агнии Барто. 

– Эти стихи имеют терапевтическую направленность, они помогают ребёнку формировать правильную речь, отрабатывать навыки произношения звуков. Например, стишок про мишку («Уронили мишку на пол») учит произносить звук «ш», а стишок про зайку, которого бросила хозяйка, – звук «з», – поясняет наша собеседница.

От тика до зависимости

В жизнь современных детей Интернет вторгается уже до года. И к трём-четырём годам (а иногда и раньше) ребёнок умеет сам включать компьютер, может там скачать игру, ловко управляется с техникой. И родители с гордостью рассказывают об успехах своего чада. Увы, такая ранняя компьютерная грамотность ещё ни о чем не говорит – с обучением в школе потом часто возникают проблемы, потому что детям, привыкшим общаться с машиной, подчас трудно даётся общение с людьми. Дальше больше: у 7-8-летних детей из-за того, что они просиживают часами перед компьютером в физическом и эмоциональном напряжении, возникает много тикозных расстройств: моргание, подергивание головы. Могут развиться страхи: многие игры довольно агрессивны, в них действуют разные монстры. А в возрасте 12-13 лет уже начинает формироваться настоящая интернет-зависимость – с потерей интереса к внешнему миру. При этом привычка быстро находить с помощью Интернета любую информацию ведёт к тому, что подростки не стараются её запомнить, сохранить в памяти. Но мозг человека устроен так, что в нём знания должны накапливаться – чтобы потом на их основе сформировался собственный опыт. А если этого не происходит, возникают трудности с формированием личности.