Поезд должен бегать быстро
Поезд должен бегать быстро
22 апреля 2015 - 16:06
Поезд должен бегать быстро 22 апреля 2015 - 16:06

Разработки крымского учёного Дмитрия  Филиппова оказались в разряде «критических технологий» – без них России не обойтись

30 -летний крымчанин Дмитрий Филиппов стал стипендиатом Президента России. Один из шестисот в стране и единственный в Крыму. Он старший преподаватель кафедры компьютерной инженерии и моделирования факультета физики и компьютерных технологий Таврической академии КФУ имени В. И. Вернадского, кандидат технических наук. «За что ж такая честь?» – спросила «Газета» у Дмитрия Филиппова.

– Победил в конкурсе, – улыбается Дмитрий. – Увидел объявление об открытом конкурсе на сайте крупного российского университета. Затем по ссылке попал на сайт Совета по грантам Президента РФ, зарегистрировался. Дальше надо было заполнить несколько интерактивных форм, ввести свои данные и т. д. С этим возникли некоторые проблемы, поскольку всё происходило в сентябре 2014 года, и на всё про всё выделялся месяц. А в Крыму тогда был переходный период: на сайте в списке регионов РФ ещё не было ни нашей республики, ни Крымского федерального университета, ни правоустанавливающих документов на него. Поэтому сотрудники службы поддержки сайта, за что им большое спасибо, вручную некоторые мои данные «вбивали». В виде исключения разрешили некоторые пункты вообще не заполнять. А заполнять их надо было, иначе двигаться по сайту дальше невозможно. Кроме этого, нужно было отправить заявку на участие в конкурсе по почте. Тогда это тоже было несколько проблематично. И декан нашего факультета Марина Всеволодовна Гумова сделала всё для подготовки необходимых документов. 

– Отправили документы «на авось» или были уверены в победе?

– Хотя тема, которой занимаюсь, очень важная для экономики, сомнения одолевали, – говорит Дмитрий. – Стипендии Президента РФ назначались по пяти номинациям, которые соответствуют пяти направлениям модернизации российской экономики: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, медицинские и современные информационные технологии. Я подавал заявку на энергоэффективность и энергосбережение. Моя тема связана со скоростными транспортными системами. Она также соответствует «критическим технологиям» РФ, их в списке более 20-ти. «Критические» – это технологии, которые необходимо внед­рить в ближайшее время, чтобы вывести экономику России на инновационный уровень. На нашем факультете, кафедре, где я учился, есть традиционный интерес к изучению магнитных систем. А также теории линейных электродвигателей. Это достаточно специфический и редкий курс. У нас есть исследования по этому виду электрических машин. Они – основа высокоскоростных транспортных систем. Поезда на магнитном подвесе как раз и перемещаются за счёт линейных двигателей. В России в 2011 году впервые была озвучена стратегия на развитие высокоскоростного транспорта. В 2013-м уже какие-то конкретные решения по этому поводу приняты. Государство большое, расстояния огромные. Традиционные пути устаревают, их пропускная способность – на пределе. Всё равно нужно строить новые современные магистрали, скоростные и сверхскоростные транспортные системы. У меня есть надежда, что этот проект в России будет реализован. 

– Что даст для вашей научной деятельности стипендия Президента России? Какова её сумма, если не секрет?

– Я должен выполнить определённые обязательства: опубликовать определённое количество статей, выполнить определённый объем работ. Ведь когда я заполнял на сайте заявку на участие в конкурсе, то указывал и ожидаемые на каждом этапе результаты работы. Сумма стипендии – 20 тысяч рублей ежемесячно, в течение трех лет. И каждый год я обязан предоставлять отчёт о своей работе. Причём надо выдавать конкретный результат. И по его итогам также ежегодно будут принимать решение – продлевать мне выплату стипендии или нет. Это существенная помощь. Чтобы активно заниматься наукой, необходимо достаточно много ездить на конференции. Например, в Уральском федеральном университете проводят очень серьёзные исследования по теме: «Линейные двигатели и линейные системы». И конференции на эту тему. Там работает одна из сильнейших в России школ, занимающаяся разработкой и исследованиями в этом направлении. Мне бы очень хотелось поехать туда. Я уже отправил им соответствующий доклад . Но это – Екатеринбург, перелёт туда и обратно, проживание и т. д – всё это требует средств. Кроме того, мне надо сделать экспериментальную модель транспортного средства с магнитным подвесом и линейным двигателем. Следовательно, надо в течение нескольких месяцев накопить определённую сумму, чтобы купить материалы для её изготовления, постоянные магниты, сделать сам магнитопровод, заказать его где-нибудь на заводе и т. д.

– Для Крыма тема актуальна?

– Очень. Во-первых, для Крыма сейчас транспортный вопрос – один из главных. Тем более это – экологически чистый вид транспорта. Во-вторых, как мне видится, это та ниша, которая ещё не заполнена вообще. Потому что в России эти системы производились только в научных целях, а в промышленных масштабах – нет. Может быть, на базе каких-то уже существующих заводов и реально производить высокоскоростные транспортные системы. Но всё равно предполагается вложение средств в создание новых мощностей для их выпуска. Поэтому все регионы РФ сейчас – на равных. Может быть, Крыму удастся «зацепиться» за эту тему, быть первым. 

– Вы не пытались сотрудничать в этом плане с «Крымскими железными дорогами»?

– Это хорошая мысль. Но мы хотим сначала всё-таки показать какой-то конкретный результат, сделать экспериментальную модель.

– Помощь, например, того же Министерства транспорта Крыма, наверное, будет нелишней?

– Пока мы рассчитываем только на собственные силы. Почему я и стал участвовать в конкурсе на получение стипендии Президента РФ. Тем не менее это – сфера транспортная. Направление курируют «Российские железные дороги». В 2011 году РЖД разработали так называемую технологическую платформу, которая содержит в себе стратегию развития железнодорожного транспорта на будущие десятилетия. Центральный вопрос – создание высокоскоростных или, как их ещё называют, сверхскоростных транспортных систем. Высокоскоростные позволяют развивать скорость до 400 километров в час, сверхскоростные – до 1000. Есть такие амбиции у РЖД. В Китае и Японии поезда уже перемещаются со скоростью более 500 километров в час. И пассажиры спокойно это переносят.

– Всё свободное время отдаете науке? Или есть и хобби?

– Наука занимает практически всё время. Но я не чистый «технарь». Отец у меня – военный. В Крым его перевели из Монголии. Я родился в Новосибирске. В детстве очень любил рисовать. Закончил с отличием художественную школу, посещал подготовительные курсы в нашем художественном училище. Вроде получалось неплохо, так преподаватели говорили. Но в 9 классе передумал, занялся боксом, а после школы поступил в ТНУ. И не жалею об этом. 

Фото: Андрей ЧЕРНОГОРОДОВ