Подход к работе социальных служб изменят
Подход к работе социальных служб изменят
14 марта 2019 - 12:20
Подход к работе социальных служб изменят 14 марта 2019 - 12:20
Екатерина Зуева

На всю страну прогремел инцидент о том, как 10 марта в московской квартире нашли истощённую пятилетнюю девочку. Малышку, которая не владела социальными навыками, назвали «девочкой-маугли». Ее мать задержали, следователи открыли уголовное дело по статье «Покушение на убийство».

Министерство не помощник

А немногим ранее, 20 февраля, в Кировской области, также в квартире, было обнаружено тело трёхлетней девочки, с большой вероятность погибшей от обезвоживания. По предварительной версии, 21-летняя мать оставила малышку одну дома на неделю. Причём, согласно проведённым проверкам, в первом случае социальные службы вообще не владели информацией о семье ребёнка, а во втором – ничего не предпринимали.

В связи с этим весьма показательным оказалось интервью Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Анны Кузнецовой агентству РИА «Новости», в котором она оценила нынешнее состояние системы социальной защиты.

По словам детского омбудсмена, после таких инцидентов практически всегда появляются предложения создать специальную структуру – министерство или ведомство, которое бы выявляло детей, не охваченных социальными и образовательными учреждениями. Однако такой шаг, вероятнее всего, не решит проблему, считает Анна Кузнецова. «Безусловно, такая ситуация недопустима, когда у нас дети, по сути, невидимы для системы, но одновременно в каждом из сегментов системы заложена забота о них. Здесь можно бесконечно уповать на то, что ответственность должна быть на каждом взрослом, который рядом. Да, это наша общая забота, нормальная гражданская позиция. А ещё понимаем, что и создание нового министерства, как периодически предлагают, само по себе не гарантия успеха», – отметила она.

При этом Анна Кузнецова подтверждает, что зачастую к таким трагедиям приводит рассогласованность в работе органов опеки и попечительства и эта работа сейчас так до конца и не выстроена. «Сегодня более двадцати ведомств занимаются детьми в той или иной степени», – сказала омбудсмен.

Более того, в различных регионах России органы опеки подчинены или Министерству просвещения, или Министерству социальной защиты. «В итоге мы понимаем, что мы ничего не понимаем. Но это ещё не всё, ещё более тяжёлая ситуация складывается с сиротами, которые буквально могут «кочевать» по ведомствам: попадают в систему здравоохранения – это дома ребёнка, затем могут попасть в систему образования или социальной защиты – это детские дома, дома-интернаты», – добавила омбудсмен.

Кроме того, чтобы такие случаи не происходили или свелись к минимуму, социальным службам нужно пересматривать подходы к работе, становиться более открытыми для граждан и вызывать доверие. И необходимо менять приоритеты: профилактика должна стать важнее контроля. «К сожалению, «карательный» подход в работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: составление протоколов на родителей по статье 5.35, штрафы, обсуждаемые в СМИ факты непрофессионализма сотрудников органов опеки – не располагают нуждающихся в поддержке к открытости. Да и сама система социальной помощи должна быть более открытой», – подчеркнула Анна Кузнецова.

 

Недооценённая сфера

Ещё одна проблема, которая серьёзно влияет на социальную адаптацию и развитие детей из неблагополучных семей, – это сокращение мест в бесплатных кружках и секциях. Соответственно, дети, чьи родители не могут оплатить дополнительное образование, попадают в зону риска. «Когда я выезжаю в регионы, я разговариваю об этом как об одном из важных показателей с руководителями регионов. Если по этому субъекту есть снижение, я говорю: «Я вас прошу, обратите на это внимание». Потому что мы недооцениваем дополнительное образование, недооцениваем возможность детей занять своё время полезной деятельностью», – отметила омбудсмен.

По её словам, весьма устойчивым является мнение, в соответствии с которым «дополнительное» означает второстепенное. «Насущную необходимость в этом мало кто видит. Главное – учился бы ребёнок на пятёрки. Но мы понимаем, что если в школе атмосфера такая, что головой окунают в унитаз, родители, доведённые до отчаяния, или дети приходят к Уполномоченному по правам ребёнка и говорят: «Мы не понимаем, что в нашей школе происходит, мы с директором встретиться не можем» – какие тут пятёрки?» – посетовала Анна Кузнецова.