Директор музея о «скифском золоте»: Под угрозой культура мировой цивилизации
Директор музея о «скифском золоте»: Под угрозой культура мировой цивилизации
22 декабря 2016 - 11:14
Директор музея о «скифском золоте»: Под угрозой культура мировой цивилизации 22 декабря 2016 - 11:14

 

Татьяна УМРИХИНА, генеральный директор
ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник».

Ситуация с экспонатами выставки «Крым – золотой остров в Чёрном море» из четырёх крымских музеев вновь оказалась в центре внимания мировой общественности. Речь идёт об экспонатах, которые в соответствии с заключёнными в 2013 году договорами находились на момент вхождения Крыма в состав Российской Федерации на выставке в музее Алларда Пирсона. Несмотря на данные правительством Нидерландов гарантии возврата после окончания срока действия выставки, предметы из собраний крымских музеев в Крым возвращены не были. 

На выставку из фондов Керченского заповедника отправлено 190 предметов: два комплекса украшений из драгоценных металлов, датирующиеся V в. н. э., остальные предметы – керамика, скульптура, терракоты, стеклянный флакон, костяная прялка – относятся к VI в. до н. э. – V в. н. э. Все вещи найдены на территории, входившей когда-то в состав Боспорского царства. По времени поступления в фонды заповедника это не только находки последних лет, но и такие, что поступили в фонды Керченского музея древностей в XIX – первой половине XX в.

Среди таких экспонатов в Амстердаме находится один, о котором хочется рассказать особо, – так называемая «Змееногая богиня», двусторонний акротерий. Он открывал выставку в Бонне и завершал её в Амстердаме. А найден на северном склоне горы Митридат в результате раскопок, проводившихся на городище Пантикапей в 1862-1863 гг. Благодаря реставрации «Змееногая богиня» приобрела тот вид, который знаком каждому посетителю Керченского музея, она стала нашей визитной карточкой. Памятник использовался для печати открыток, научно-популярных брошюр и путеводителей по Керченскому музею. «Змееногая богиня» никогда не покидала экспозиции вплоть до июня 2013 г. 

Сама по себе ситуация, при которой крымским музеям предложено в суде доказывать право на экспонаты из своих фондов, найденные в крымской земле, многие из которых хранятся в крымских музеях ещё с XIX века, беспрецедентна. За каждым предметом коллекции – тысячелетняя история древних народов, населявших Крымский полу­остров. Экспонаты выставки всегда хранились в музеях Крыма, в той местности, в которой были обнаружены. И именно они оказались заложниками политической ситуации. 

Считаем, что музей Алларда Пирсона испортил навсегда свою репутацию. А голландский суд показал, чего стоит европейская демократия и право. Международное музейное сообщество должно обеспокоиться этим беспрецедентным случаем, так как под угрозой история и культура всей мировой цивилизации.