Под нашей маркой
Под нашей маркой
07 октября 2016 - 08:00
Под нашей маркой 07 октября 2016 - 08:00
Елена Киреева

Как производители с материка зарабатывают на крымском бренде 
Полуострову необходимо позаботиться о сохранении и приумножении собственных товарных брендов, которые будут определять специфику и местный колорит региона.
Под крымские названия конспирируются совсем не крымские продукты. Фото: Антон ВОЛК.  

Что за фрукт?

Совершая продуктовый вояж по супермаркету, очень часто возникает вопрос выбора. Конечно, в такой момент, несомненно, отдают предпочтение товарам с крымскими названиями. К счастью, таких продуктов на полках магазинов много, что оставляет приятное ощущение, что пищевая промышленность, несмотря на существующие трудности, развивается и возрождается. Однако под таким названием нередко маскируются товары, которые к полуострову не имеют отношения. При этом у них нет ничего общего даже с городом Крымс­ком в Краснодарском крае. Потребитель просто бессознательно протягивает руку и берёт товар с заманчивым названием с мыслью, что поддерживает крымского производителя, а на деле покупает сомнительный продукт с качеством, не внушающим доверия.

Так, на полках супермаркета было обнаружено доступное по цене подсолнечное масло с броским названием «Крымский Гост» и «Крымчанка», адрес производства которого указан в Республике Адыгея. 

На полках супермаркета было обнаружено доступное по цене подсолнечное масло с броским названием «Крымский Гост» и «Крымчанка», адрес производства которого указан в Республике Адыгея

. Можно даже слегка позабыть о том, что на полуострове подсолнечное масло не производится, а есть только инвестиционное предложение в Красноперекопском районе по оборудованию цеха, чтобы наладить выпуск этого важного продукта, который присутствует в рационе каждого крымчанина.

Имеются и другие примеры. Так, наслаждаясь прогулкой по курортной Ялте, можно попробовать «Ялтинское эскимо» – мороженое с московской «пропиской». Поясняется, что этот продукт изготавливается по рецептуре Ялтинского хладокомбината, разработанной в шестидесятые годы прошлого века. Сохраняются ли в настоящее время технологии в производстве этого лакомства, сказать сложно, но мороженое, которое устойчиво ассоциируется с полуостровом, производится в другом месте, а ведь выходит, что это крымский бренд.

Крымские производители придерживаются старых ГОСТов, когда вокруг обилие химии

Крымские производители обращают внимание на имиджевый ход производителей с материка, стремящихся использовать аутентичные названия, чтобы привлечь жителей полуострова, а также туристов, которые обязательно хотят попробовать местные продукты.

– Они всё равно занимаются ребрендингом, там всё равно в конце упаковки будет написано, где произведено, – считает директор молокозавода «Крымский молочник» Александр Слюсаренко.

Между тем продукты с брендовыми названиями всё же находятся под пристальным вниманием правительства, но рассматривают его в плоскости производства качественной продукции. В частности, вице-премьер Юрий Гоцанюк отметил, что следует обязательно отбирать пробы, проводить анализы и выяснять, почему товары выпускаются под такой маркой, а если будут выявлены нарушения, то убирать такие продукты с рынка.

– Под брендом крымской продукции может заезжать, кто угодно, но мы этого не допустим. Будем с этими нехорошими людьми прощаться в Крыму и не допускать, чтобы они работали, – пообещал он.

Деликатес полон чудес 

Уже больше года на территории республики присутствует в продаже мясная и колбасная продукция, выпускаемая под маркой «Крымский деликатес». Тем не менее производится это чудо с заманчивым названием в Московской области, поэтому удивляет она жителей и гостей полуострова не только вкусовыми качествами, но и местом происхождения. Правда, директор торгового дома «Раменский деликатес» Юрий Бабенко объясняет, что в настоящее время компания рассматривает разные предложения, чтобы запустить производство непосредственно на полуострове.

мнение

Андрей Ильченко, руководитель фирмы «Аксай», производящей квас и лимонад под вывеской «Крымский», уверен, что брендовое название его продукта не имеет никакого значения.

– Никакой разницы, тем более мы не одни такие, кто написал «крымский».

– К следующему сезону уже заработает новое предприятие, новый цех, который будет производить собственную продукцию на территории Крыма. Пока ещё не могу точно сказать, рассматриваем несколько вариантов. Возможно, будем реализовывать в рамках инвестпроекта, – сообщил он.

Крымский рынок рассматривается предприятием в качестве интересной и привлекательной площадки для сбыта своей продукции. При этом объёмы продаж растут и по сравнению с прошлым годом увеличились в 17 раз. По словам представителя предприятия, работа по продвижению колбасных изделий ведётся по всем каналам, включая розничную торговлю и сетевой сегмент, а также охватывает учреждения туристической сферы, в том числе гостиницы, отели, рестораны и детские лагеря. Успехами московской компании можно впечатлиться, но это не меняет того факта, что у продуктов в обёртке, на которой написано «Крымский», отнюдь не крымская начинка.

– С местными производителями не заключены договоры, потому что нет производственной площадки. Как только она будет здесь основана, будут заключены договоры с ними. Мы сейчас в поиске площадки, должен быть бизнес-парк, где имеются все коммуникации, потому что для колбасного производства есть определённые требования, которые нам нужно выполнить, чтобы его запустить, – пытается объяснить парадоксальную ситуацию Юрий Бабенко.

Однако ничего конкретного в плане расположения будущего предприятия директор торгового дома сказать не может. Поэтому неизвестно, насколько могут затянуться такие поиски, и когда наступит тот момент, когда замаскированный «под крымчанина» деликатес станет соответствовать написанному на упаковке и перестанет вводить в заблуждение потребителей.

Вино не доказано 

Случаи того, что те или иные продукты питания снабжены указанием «крымского» наименования, а на деле производятся в ином месте, не единичны. Но особое внимание такой «творческий подход» привлёк только в винодельческой отрасли, что неудивительно, ведь эта сфера является олицетворением полуострова и предметом его гордости. Тем не менее под прикрытием бренда «Крым» стали нередкими случаи выпуска продукции, изготовленной из привозного виноматериала, в связи с чем предприятия республики выступили с требованием не только увеличить количество инвестиционных соглашений по созданию новых винодельческих производств, но и обязать новых участников рынка заниматься высадкой виноградников, чтобы производство велось на основе местного сырья. 

Несмотря на то, что приняты определённые меры для защиты от дискредитирующих отрасль напитков, изготовленных из виноматериалов неизвестного происхождения, множество вопросов ещё остается. Вроде бы вступила в силу маркировка с географическим указанием «Крым», указывающая место происхождения, проводится подготовка реестра виноградников, что также защитит потребителя от появления фальсифицированной продукции. Но краник с непонятным вином, именуемым крымским, всё равно открыт.

К примеру, недавно возобновил свою работу винодельческий завод в посёлке Советский, на который в настоящее время право­устанавливающие документы оформляет кипрская компания Brayhood Limited. Безусловно, это крупный инвестпроект, создающий новые рабочие места и благоприятные условия для пополнения местного бюджета, однако продукция, которая будет производиться на заводе, будет пока далека от крымской аутентичности.

– То вино, что произведено в этом году, его можно по закону разливать с 1 января. Уже в пути виноматериал из Кейптауна – первые пробные 10 стандартных контейнеров с виноматериалом. Они проходят таможню, заходят сюда, виноматериал здесь раскачивается и уже можно будет что-то разливать, – поделился планами поверенный собственника Николай Пономарчук.

Вся продукция будет изготавливаться под заказ для других российских торговых марок и полностью уходить на материк. Производить собираются сухие и полусладкие вина, а в перспективе планируют заняться шампанским, что позволяет делать полученная лицензия и площади завода. В связи с этим мы поинтересовались наличием собственных виноградников, которые смогут обеспечить предприятие сырьём, необходимым для производства алкогольных напитков. Для решения этого вопроса киприоты хотят воспользоваться льготами СЭЗ и бюджетным финансированием, которое возмещает порядка 80 % под закладку виноградников.

– В Прудах, в 26 км отсюда, – 150 гектаров виноградников. 
Возим оттуда, а также покупаем, чтобы перерабатывать. Сейчас планируем заложить ещё 200 гектаров, которые будут обеспечивать 30-40 % мощностей предприятия. Заложим современные высокоурожайные виноградники из Сербии или Испании, дающие 150 центнеров с гектара, – делится Николай Пономарчук.

Постепенно компания хочет перейти на своё сырьё, но произойдёт это явно не в ближайшие годы. Всего на запуск завода, по словам Николая Пономарчука, было потрачено 1,5 миллиона долларов и примерно такая же сумма потребуется, чтобы довести начатое дело до логического завершения. Несмотря на то, что продукция будет изготавливаться под заказ для третьих лиц для последующей реализации в торговых сетях, тем не менее легко предположить к ней интерес, если адресом производства будет указан винный дом «Советский», находящийся в Крыму. Только крымского в таком продукте будет капля, а в основном будет плескаться сладкий сок солнечной южноафриканской виноградной грозди.

Фото Антон ВОЛК, Владимир ПРОШКИН.